Сроду такого не было и вот опять: в Ереване осквернили памятник жертвам Холокоста

В Ереване 12 февраля в очередной раз осквернили памятник жертвам Холокоста – величайшего преступления против человечества в современной истории. Событие, которое может вызвать во всем цивилизованном мире только возмущение и осуждение, для армянских политиков стало поводом вновь выступить с националистическими лозунгами и обвинить в позорном инциденте соседей, списав все на «вражескую провокацию».

Мемориал, расположенный на Кольцевом бульваре в армянской столице, состоит из двух частей и задумывался как место, объединяющее евреев и армян: одна плита имеет надпись на иврите с посвящением жертвам Холокоста, вторая же посвящена армянским погибшим. «Армянскую» часть памятника неизвестные вандалы не тронули, а «еврейскую» изуродовали – измазали красной краской посвящение жертвам Холокоста и исписали плиту нацистскими лозунгами. Цветы у подножия мемориала они демонстративно растоптали.

Мэр Еревана Айк Марутян осудил осквернение памятника, заявив, что "такой вандализм ни в коем случае нельзя допускать". По тону выступления мэра можно подумать, что столь возмутительный случай в Ереване произошел впервые, — если не знать, что это совсем не так.

Полиция Армении завела дело по факту вандализма, однако ожидать результата заведомо не приходится — памятник, на который посягнули вандалы, оскверняется уже далеко не впервые, и после прошлых аналогичных инцидентов виновных не находили.

Карабахская война подстегнула антиизраильскую риторику в Армении

Один из последних инцидентов с ереванским памятником жертвам холокоста произошел всего несколько месяцев назад, осенью 2020 года. На фоне боевых действий в Нагорном Карабахе в Армении активно культивировались антиизраильские настроения – армяне обвиняли в своих военных неудачах Израиль и Украину из-за того, что эти страны высказались в поддержку территориальной целостности Азербайджана и продали Баку некоторые элементы вооружения.

Этот всплеск антисемитизма в Армении является естественным продолжением высказываний высшего руководства страны: глава правительства Армении Никол Пашинян публично обвинял Израиль в вооружении неких "террористов и наемников", якобы воевавших в Нагорном Карабахе, а также в хамской форме отказался от израильской гуманитарной помощи.

В армянском сегменте соцсетей тысячами публиковались антисемитские комментарии. Армянские «лидеры мнений» педалировали манипулятивный тезис, что Армению «все предали» — якобы страны с преимущественно христианским населением были обязаны поддержать в карабахском конфликте Ереван в силу религиозных убеждений. Этот довод, очевидно, не выдерживает критики: конфликт вокруг Нагорного Карабаха с самого начала не имел никакой религиозной подоплеки хотя бы потому, что при советской власти роль религии в жизни общества была сведена к минимуму.

Мемориал жертвам Холокоста в Ереване подвергался нападениям и ранее: в 2005, 2007, 2010 году — в последнем случае вандалы намалевали на монументе свастику и нацистскую надпись с использованием трафарета. Причем тогда тоже пострадала лишь «еврейская» половина памятника, а «армянскую» не тронули — этот факт достаточно явно указывает, к какому народу причисляли себя вандалы и тогда, и теперь.

Не долго думая, обвинили Азербайджан

Однако сегодня армянские политические деятели, не дожидаясь даже формальных результатов расследования, поспешили переложить ответственность за позорный инцидент на другую нацию.

"Мне не хочется верить, что это совершил армянин", — написала в Facebook глава Международной общественной организации гуманитарного развития Цовинар Костанян, высказав версию, что осквернения памятника совершили «спецслужбы вражеских стран» с целью провокации.

Фото: Facebook

Это заявление само по себе только вновь подтверждает, что в Армении царит идеология радикального национализма: Костанян не может осудить факт вандализма, не провозгласив в очередной раз идею исключительного армянского превосходства.

С таким же огульным обвинением в адрес Баку выступил блогер Лапшин, который несколько лет назад был осужден за незаконное пересечение границы Азербайджана, демонстративно покаялся, но потом продолжил поддерживать карабахских сепаратистов с удвоенной энергией.

Блогер считает, что участившиеся нападения на памятник жертвам Холокоста в Ереване «выгодны» Азербайджану, — а значит и совершены азербайджанскими агентами. Однако эта версия опровергается историей многострадального мемориала, который несколько раз оскверняли и до 2010 года.

Вандалы уродовали памятник жертвам Холокоста также в 2007 году, и даже в 2004 году, когда современного памятника из двух базальтовых плит на этом месте еще не было – до 2006 года на этом месте стоял постамент в память о жертвах Холокоста, и он тоже неоднократно осквернялся.

Антисемитизм в Армении

Попытки армянских политических деятелей отмежеваться от осквернения памятника жертвам Холокоста нелепы еще по одной причине — исследования авторитетных международных организаций, проведенные в последние годы, демонстрировали чрезвычайно высокий уровень антисемитизма в Армении.

По данным Pew Research Center, Армения по этому показателю является абсолютным лидером среди стран центральной и восточной Европы — считать евреев своими полноценными согражданами отказываются 32% населения страны, то есть практически треть.

Источник: www.pewresearch.org

Опрос Антидиффамационной лиги показал, что 63% армян ненавидят евреев "из-за их поведения" — при том, что количество еврейского населения в Армении исчезающе мало. 45% армян считают, что евреи "слишком много говорят о Холокосте", а 38% армян возлагают на евреев ответственность за большинство мировых войн.

Несложно найти и конкретные примеры радикального антисемитизма армян — в феврале 2002 года в ереванском Доме писателей состоялась презентация книги члена союза писателей Армении Ромена Епископосяна «Национальная система». В книге, изданной на армянском и русском языках, Епископосян обозначил евреев как "разрушителей нации", поставив их в один ряд с главным, по его мнению, врагом армян — Турцией. Холокост, по мнению автора, является "самой большой фальсификацией за всю историю", отмечала председатель еврейской общины Армении Римма Варжапетян в своем отчете «Антисемитизм в Армении».

По данным Варжапетян, "в Армении относительно популярны псевдоисторические идеологические конструкции, объявляющие армян подлинными арийцами, автохтонно проживающими на своей исконной территории".

В 1999 году Игорь Мурадян — один из главных основателей сепаратистского движения в Нагорном Карабахе — опубликовал в газете "Голос Армении" большую статью об историческом конфликте между "арийскими армянами" и "семитскими евреями". А в 2004 году этнолог Грануш Харатян, которая курировала работу правительства Армении с религиозными меньшинствами, обвинила евреев в "антихристианских деяниях". Президентом Армении в то время был Роберт Кочарян, который и сам вовсю провозглашал подобные фашистские тезисы — говорил о "генетической несовместимости" армян и азербайджанцев.

«Наказать русских за угнетение армянского народа». История первых терактов в московском метро

Первый теракт в истории московского метрополитена был совершен 8 января 1977 года

Таким образом, антисемитизм в Армении в течение многих лет культивировался на самом высоком уровне. Широко известны и антисемитские высказывания лидеров и боевиков армянской террористической организации АСАЛА — эта группировка формировалась на Ближнем Востоке и воевала против Израиля с 1970-х годов.

С оскорблениями в адрес евреев еще в конце 1970-х годов выступал в суде организатор терактов в московском метро Степан Затикян: будучи связанным с АСАЛА, он активно пропагандировал среди единомышленников антисемитскую идеологию, хотя в СССР политические интересы армян и евреев никоим образом не пересекались.

Традиции вандализма

Армянские националисты давно практикуют вандализм не только по отношению к мемориалу памяти жертвам Холокоста. Подобное происходило со многими другими памятниками истории и культуры.

Очень наглядно результаты их деятельности видны на территориях, которые осенью 2020 года были освобождены азербайджанской армией от многолетней оккупации.

Разрушенный памятник в Агдаме

В районах, прилегающих к Нагорному Карабаху, не осталось ни одного неповрежденного монумента, памятника архитектуры или религиозного сооружения.

Мечеть в Агдаме. Фото: пресс-служба президента Азербайджана

Целенаправленному уничтожению подвергались не только азербайджанские мечети и памятники, но и объекты с интернациональным значением: в Зангиланском районе был изуродован мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне, в Агдаме осквернен памятник солдатам ВОВ, а в Джебраиле, помимо памятника советским бойцам, разрушили известный еще в советские времена родник "Дружба".

Простреленный и разобранный на стройматериалы мемориал советским воинам в Джебраиле

В руины за годы оккупации превратилась русская православная церковь в Ходжавендском районе — единственная церковь РПЦ на территории Нагорного Карабаха, принадлежавшая в свое время терским казакам. На стенах храма армянские вандалы оставили свои автографы — Армен, Гарик, Кармен и так далее.

Руины русской церкви в Карабахе

По мнению политолога Евгения Михайлова, в разрушении православного храма ярко проявляется отношение армянского руководства к представителям любых других конфессий. "Подобных фактов много, не говоря уже о том, как они относятся к мусульманским святыням, в которых часто держали свиней. Так же поступают и с христианскими святынями», — сказал ранее эксперт в беседе с корреспондентом Инфо24.

В противовес "чужим" памятникам армяне устанавливают бюсты и статуи собственных героев — таких, как известный пособник гитлеровцев Гарегин Нжде. Вандализм армянских националистов и их стремление героизировать фашистских пособников не сдерживается даже формально союзническими отношениями с Россией — Москва неоднократно указывала, что не будет мириться с героизацией фашистов на постсоветском пространстве.

«Он воевал на стороне фашистов. Под его командованием армянский легион СС, участвуя в карательных акциях, уничтожил более 20 тысяч в основном мирных жителей. На его руках кровь тысяч убитых наших дедов и прадедов. За все это Нжде был осужден советским судом и не был реабилитирован после смерти Сталина», — писал доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, член Экспертного совета «Офицеры России» Александр Перенджиев после установки памятника Нжде в Ереване.

В январе 2021 года памятник Нжде был установлен армянами в зоне ответственности российских миротворцев в Нагорном Карабахе. По информации, распространяемой армянскими источниками, в частности судя по ряду реплик армянских депутатов, в настоящее время при участии российских миротворцев идут усиленные переговоры по демонтажу монумента сподвижнику фашистов.

Сейчас читают