sunny
6°С Москва
USD 92.59
EUR 100.27
BTC 70,415.66
16:17 9 августа 2022
Экономика

Выход на южные моря: почему Зангезурский коридор стал важен для России

Был выгоден ещё в 2020-м: эксперты оценили важность проекта Зангезурского коридора для Москвы в условиях санкций

Ещё в 2020 году при подписании трёхсторонних договорённостей о прекращении огня в Карабахе президент России Владимир Путин, азербайджанский лидер Ильхам Алиев и премьер-министр Армении условились открыть Зангезурский транспортный коридор, который соединит Азербайджан с Нахичеванской автономией.

Проект до сих пор не реализован, но обстоятельства изменились в его пользу: Россия на фоне введенных против неё западных санкций стала куда больше заинтересована в поиске и создании новых логистических маршрутов.

В трёхстороннем заявлении от 9 ноября 2020 года говорится, что «разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе», а Армения «гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях».

Есть сложности со стороны Армении, которая тормозит вопросы и демаркации-делимитации границы, и подписание полноценного мирного соглашения с Азербайджаном, и начало работ по Зангезурскому коридору. Технически никакой сложности не было, чтобы его запустить и в 2021-м, и в 2022 году — всё это можно было сделать, для этого есть и технические возможности, и средства, и проектные возможности, — заявил Инфо24 директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

По его словам, весь вопрос — в воле со стороны армянского руководства, которое подвержено внутренним сложностям, пытается играть на разные фронты и заигрывать с Западом и «реваншистскими позициями», которые «не дают возможности полноценно реализовать те соглашения, под которыми Пашинин в своё время подписался».

«Реваншистские настроения» в Армении, считает Солонников, до сих пор сильны и выражаются в периодических попытках «ещё раз переговорить о том, как всё будет, — уже после подписанных соглашений».

Эксперт напомнил, что Зангезурский коридор как проект был выгоден России ещё в 2020 году, когда подписывались трёхсторонние договорённости, — хотя таких масштабных и жёстких санкций тогда не было и торговлю никто не закрывал.

Уже тогда России было выгодно наладить сухопутное сообщение с Турцией, иметь возможность выхода к турецким портам на Средиземном море. И тогда это рассматривалось как перспективный проект. Уже тогда российские компании были готовы заниматься и прокладкой железной дороги, и строительством линии электропередачи вдоль этого коридора, и автомобильным строительством. Уже тогда Россия готова была это финансировать, потому что этот транспортный коридор нам был крайне важен, крайне интересен, — пояснил Солонников.

По его словам, России выгодно получить выход к Ирану за счёт железной дороги, идущей туда через Азербайджан. Заинтересована она и в Южном интермодальном коридоре (Север — Юг), который должен связать Балтийское море и Персидский залив.

Он крайне важен — выход России на южные рубежи, на южные моря. Это всё время была перспективная идея, проект, который много лет отстаивался как один из важнейших — уже, наверное, четверть века о нём говорят, если не больше. Зангезурский коридор из этой же серии выхода России к Южным морем, — объяснил Солонников.

С вводом антироссийских санкций актуальность Зангезурского коридора, по его оценке, существенно возросла: Россия ведёт активную торговлю с Азербайджаном, Грузия не присоединилась к западным ограничительным мерам и запретам, поэтому интересы Москвы в регионе быстро расширяются.

Мы прекрасно понимаем, что оптимально было бы через Азербайджан, через Зангезурский коридор, через Армению сделать прямые поставки из Турции по суше, а не только пользоваться возможностями портов в Черном море. Поэтому смысл этого коридора чем дальше, тем более актуален, — убеждён эксперт.

По его словам, Загнгезурский коридор важен и с точки зрения возможности выхода России в Переднюю Азию, и — в перспективе — как вариант выхода к Сирии и другим странам региона. Такой шанс на развитие торговых путей и экономических контактов в регионе для РФ «только позитивен», убеждён Солонников.

Россия сейчас заинтересована в любых транспортных коридорах — в том числе в евразийских транспортных путях, Севере — Юге и других, поскольку только так может расширить географию поставок и снизить издержки, заявил Инфо24 гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Он подчеркнул, что в первую очередь реализация проекта Зангезурского коридора всё же важна для тех стран, по территории которых он непосредственно пройдёт, но взаимодействие на площадке формата «3+3» с участием трёх стран Южного Кавказа и трёх основных внешних игроков позволит решить и многие проблемы региона в целом — в частности, повысить транспортную активность и улучшить логистику.

Кортунов считает вполне возможным вариант развития событий, при котором российская сторона выступит в качестве инвестора и непосредственного участника реализации проекта Зангезурского коридора.

Если Российские железные дороги проведут анализ и придут к выводу, что этот проект может окупиться, почему бы и нет? В конце концов, у нас не так много сейчас возможностей для инвестиций за рубежом. Потенциал, в том числе строительный, в России существует. Поэтому я думаю, что такое решение вполне возможно, — подытожил эксперт.

Ранее осведомлённые источники сообщали о решении «Российских автомобильных дорог» (Автодора) отправить своих специалистов на изучение местности для выбора оптимального маршрута Зангезурского коридора в той его части, которая полностью отсутствует. О том, состоялась ли эта поездка и чем она в таком случае закончилась, информации пока не было.