sunny
1°С Москва
USD 78.92
EUR 91.37
BTC 89,151.14
14:07 25 ноября 2025
Экономика

WB против банков: Татьяна Ким попросила власти о защите

Основательница WB Ким призвала кабмин вмешаться в «атаку» банков на маркетплейсы

WB против банков: Татьяна Ким попросила власти о защите Татьяна Бакальчук. Стоп-кадр видеоролика YouTube

Основательница Wildberries и председатель комитета по цифровым платформам «Деловой России» Татьяна Ким направила открытое письмо в адрес Центрального банка, правительства и Федерального собрания. Поводом стали публичные атаки на российские маркетплейсы со стороны крупных финансовых организаций.

В своём обращении Ким поблагодарила всех, кто поддерживает развитие цифровых платформ, и напомнила, что они стали ключевым инструментом для масштабирования более чем для одного миллиона предпринимателей малого и среднего бизнеса в России.

Особое недоумение у основательницы Wildberries вызвала критика со стороны «Сбера». Она указала на противоречия в заявлениях банка: сначала речь шла о неуплате 1,5 триллиона рублей налогов из-за скидок, затем — о будущих потерях бюджета из-за «налогового арбитража» продавцов.

«Малые и средние предприниматели, легально применяющие специальный налоговый режим, стали вдруг в представлениях „Сбера“ преступниками», — отмечает Ким.

Основной претензией банков, к которым присоединились ВТБ, «Альфа-Банк», Т-Банк и «Совкомбанк», является требование запретить программы лояльности маркетплейсов. Татьяна Ким парирует, что у банков уже есть все возможности для конкуренции.

«Абсолютно для всех российских банков уже есть возможность давать кешбэк, если их клиенты будут покупать что-то на цифровых платформах», — подчёркивает она.

Однако, по её словам, такие программы запускают единицы, так как банкам невыгодно инвестировать в рост оборотов чужих платформ, особенно когда у многих есть собственные маркетплейсы, такие как «Мегамаркет» или «Самокат».

Ким также привела данные о финансовом дисбалансе: прибыль пяти критикующих банков за девять месяцев 2025 года составила 1,93 триллиона рублей, что более чем в 24 раза превышает результат финтех-подразделений маркетплейсов. При этом, по её словам, банки маркетплейсов не имеют доступа к пенсионным или зарплатным проектам.

«Что на самом деле движет банками? Желание снизить собственные затраты на кешбэки и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов», — заключает основательница Wildberries.

Она обратилась к властям с просьбой обеспечить пространство для конструктивного диалога между банковским сектором и цифровыми платформами для сохранения здоровой конкуренции и развития экономики.

Ранее крупнейшие российские банки выступили с инициативой о запрете для маркетплейсов прямого и косвенного субсидирования цен. Ким тогда призвала финансовые организации к честной конкуренции, а не к «наказанию» таких компаний, как Ozon и WB.