Официальный представитель министерства иностранных дел Армении Ани Бадалян заявила, что глава МИД РФ Сергей Лавров, обвинив Ереван в саботаже открытия транспортных коммуникаций в регионе Южного Кавказа, тем самым подрывает процесс мирного урегулирования.
Лавров заявил: «Мы – за скорейшее заключение мирного договора и разблокирование коммуникаций. К сожалению, в том, что касается коммуникаций через Сюникский район Армении, именно армянское руководство саботирует договоренность, под которой стоит подпись премьер-министра Никола Пашиняна».
По словам Бадалян, глава российской дипломатии этим своим заявлением поставил под сомнение «конструктивную вовлеченность Российской Федерации в процесс урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном».
Представитель МИД Армении заверила, что позиция Еревана не нарушает трехсторонних договоренностей, завершивших Карабахскую войну. Бадалян также напомнила о собственном армянском транспортном проекте — «Перекресток мира», который, по ее словам, «уже получил широкое признание на международной арене».
Официальный представитель МИД России, комментируя заявление армянских коллег, назвала его очередным проявлением позиции официального Еревана, который последовательно возлагает на других вину за собственные ошибки и стратегические просчеты.
На состоявшемся 21 августа брифинге Захарова процитировала пункт трехстороннего заявления, подписанного президентом РФ Владимиром Путиным, азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном осенью 2020 года. В нем говорится, что Армения гарантирует беспрепятственное перемещение граждан, транспорта и груза по своей территории между западными районами Азербайджана и Нахичеванской автономией, а контроль за этим перемещением и его безопасность обеспечивают сотрудники Пограничной службы ФСБ России.
Захарова подчеркнула, что в ходе согласования процесса реализации трехсторонних соглашений возникли препятствия именно из-за «неуступчивости армянской стороны в вопросах пограничного контроля». По ее словам, в ходе деятельности рабочей группы Ереван изменил свою позицию и стал настаивать на «принципе взаимности» — в частности, на том, чтобы российские пограничники находились и на территории Азербайджана, хотя трехсторонние договоренности от 2020 года этого не предусматривали.
Представитель МИД России отметила, что Армения не взяла на себя никаких обязательств по срокам запуска транспортного сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью. По словам Захаровой, впоследствии армянские власти пошли на поводу у «своих новых западных друзей» и фактически заморозили участие в трехсторонней рабочей группе.
Российский дипломат подчеркнула, что Ереван, «действуя по указке Запада», упускает возможность с выгодой для себя наладить транспортное сообщение с соседями на благо собственной национальной экономики и поспособствовать нормализации обстановки в регионе в целом.