Авиакомпании просят у правительства РФ финансовую помощь. Иначе им грозит банкротство

Иллюстрация: Инфо24

Российские авиакомпании попросили у правительства материальную помощь для сдерживания роста цен на билеты. Речь идет о сумме более 30 млрд рублей — 23 млрд единовременной помощи и 8-9 млн компенсаций в рамках демпфера. Если отказать перевозчикам в поддержке, Россию ждет череда банкротств авиакомпаний, рассказал Инфо24 экономист Алексей Калачев.

Российская авиационная отрасль может закончить 2019 год с рекордными убытками: только за первые полгода убыток отечественных авиакомпаний составил почти 52 млрд рублей. Для сравнения, за весь прошлый год убыток российских перевозчиков был меньшим. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта попросила у правительстве единовременную материальную помощь для поддержки отрасли.

Авиакомпании просят снизить планку демпфера — бюджетной компенсации стоимости керосина. Сейчас она составляет более 48 тысяч рублей за тонну, перевозчики же просят снизить ее до 40 тысяч рублей. Механизм демпфера, запущенный только с 1 августа, предполагает, что государство предоставляет авиакомпаниям субсидии, если стоимость авиатоплива с учетом пошлин и логистических затрат поднимается выше определенного уровня — в данном случае выше 48,3 тысяч рублей за тонну.

Цена горючего на сегодняшний день не позволяет авиакомпаниям получить бюджетную поддержку и вряд ли позволит в будущем: в августе цена поставки авиакеросина на экспорт составляла менее 44 тысяч рублей за тонну.

В начале сентября перевозчики прогнозировали, что стоимость авиабилетов по итогам года вырастет на 9-10%. По данным ФАС и Минтранса, рост за первые 6 месяцев 2019 года уже составил 6-7%. Рост цен на билеты напрямую связан с ростом цен на топливо: цена керосина составляет около трети стоимости билета.

Резкое повышение цены авиатоплива пришлось на 2018 год, поэтому авиакомпании попросили у правительства еще одну меру поддержки: единовременную финансовую помощь в размере 23 млрд рублей для компенсации прошлогодних затрат.

Государственная поддержка крайне необходима отрасли, без нее положение российских авиакомпаний будет только ухудшаться, уверен эксперт-аналитик группы компаний «ФИНАМ» Алексей Калачев.

"Время, когда авиаперевозчики могли позволить сдерживать цены на авиабилеты, невзирая на рост стоимости топлива и аэропортового обслуживания, истекло. Сжатая пружина должна распрямиться. В предыдущие несколько лет стоимость полета эконом классом на 1000 км — показатель, учитываемый Росстатом — практически не менялась, за исключением сезонных колебаний. А между тем только авиакеросин подорожал на 30% в прошлом и на 20% а позапрошлом году", — сказал он Инфо24.

Цены авиабилетов сейчас только начинают отыгрывать накопленное отставание, отмечает аналитик.

"В августе этого года стоимость полета эконом классом была уже на 15,4% выше, чем в августе прошлого года, хотя стоимость топлива за этот период практически не изменилась. Однако возможность поднимать цены на авиабилеты сильно ограничена не только вниманием к этому вопросу со стороны ФАС, но и практически не растущей покупательской способностью пассажиров – реальные доходы населения как не росли, так и не растут. Авиакомпании оказались зажаты с двух сторон: не поднимать цены – значит разоряться. А поднимать цены – значит терять пассажиров и тоже разоряться", — говорит эксперт.

Механизм демпфера был призван смягчить расхождение между рыночным ценообразованием на топливные и нерыночными факторами, которые не позволяют поднимать цену на билеты. "Однако эффективность этого механизма зависит от цены отсечения — той точки от которой считается компенсация. Цена отсечения по демпферу, установленная для авиакомпаний — 48,3 тысячи рублей за тонну при стоимости нефти $70 за баррель, — ничего им не компенсирует. Нефть сейчас гораздо ниже, экспортная цена керосина еще ни разу в этом году не поднималась до этих значений, а меду тем топливо в аэропортах России стоит в среднем 54 тысячи рублей за тонну", — объясняет Алексей Калачев.

Выделение финансовой помощи авиаперевозчикам сейчас может предотвратить возможные большие убытки в будущем, полагает аналитик.

"Проблема не столько в том, что без государственной помощи подорожают авиабилеты — у авиаперевозчиков не так много для этого возможностей, — сколько в том, что авиакомпании начнут разоряться, особенно независимые. Не думаю, что правительство может позволить череду банкротств авиакомпаний. Издержки этого могут оказаться больше, чем требуемое сейчас выделение помощи", — резюмировал экономист.