Тревожный прецедент создается сейчас в России вокруг убийства 19-летнего Векила Абдуллаева, которого в ходе потасовки с гаишником в Новосибирской области "самопроизвольно" застрелил табельный пистолет.
На инспектора ДПС Александра Гусева после смерти молодого человека завели дело по двум статьям -- о превышении должностных полномочий и причинении смерти по неосторожности (сначала было "Причинение тяжких телесных повреждений", но после смерти Абдуллаева статью сменили).
Но вчера, 4 июня, все резко поменялось. В ситуацию вмешался -- ни много ни мало -- лично руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин и начал отдавать приказы, перевернувшие все с ног на голову. Гусева, который был взят по стражу под ходатайству следствия, отпустили под подписку о невыезде.
Завели дело о применении насилия и оскорблении представителя власти, находившегося при исполнении. Гаишник, застреливший безоружного человека, из подозреваемого мигом стал потерпевшим. Причем ведет это дело центральный аппарат СКР -- не Новосибирск, а Москва.
Более того, Следственный комитет даже сыграл против себя: сибирские следователи, которые заводили на Гусева дело, выбрали ему меру пресечения в виде ареста и ходатайствовали об этом перед судом, попали под служебную проверку. Бастрыкин ясно дал понять, что ждет доклада о том, на каких основаниях они принимали решения.
Сегодня, 5 июня, арестовали Илькина Исмаилова. Это водитель той самой Toyota, которую Гусев с коллегой преследовали, потому что она не остановилась по их требованию на трассе "Сибирь" (а остановить иномарку гаишники решили из-за "слишком темной" тонировки на стеклах). Исмаилов, как и застреленный инспектором ДПС Абдуллаев, -- выходец из Азербайджана.
Что будет дальше
Новый сценарий развития событий в целом ясен -- и не может не вызывать опасений. Инциденты, в которых граждане гибнут от рук (или табельного оружия) сотрудников правоохранительных органов, по всему миру провоцируют массовые протесты и беспорядки. В России ситуация иная: полицейские и росгвардейцы зачастую либо избегают ответственности, либо несут ее по минимуму.
И сейчас, судя по "сибирскому делу", это даже перестали особо скрывать. Следователи, посмевшие "закрыть" гаишника и "повесить" на него убойную статью, оказались под проверкой -- а это мощный сигнал для всех их коллег, как не надо делать, чтобы не нарваться самим. Если дела на правоохранителей, чей табельный пистолет стал орудием убийства, толком перестанут заводить, а их самих -- сажать в СИЗО на время следствия, это может стать опасным процессуальным прецедентом.
Недавно шквал негодования вызвала история задержания "екатеринбурского стрелка" -- бывшего полицейского Сергея Болкова, который на фоне запоя и ухода жены обстрелял людей с балкона и тяжело ранил девятилетнюю девочку: его взяли живым и даже не ранили. Выяснилось, что мужчина, будучи сотрудником МВД, убил на улице молодого парня и избежал ответственности, списав все на самооборону -- хотя был не при исполнении и непонятно с какой стати носил и доставал пистолет. Сестре убитого тогда сказали: он же милиционер, "кто его посадит".
А недавно, кстати, Росгвардия застрелила екатеринбуржца, подозреваемого в краже четырех рулонов обоев, потому что он якобы держал в руках страйкбольное оружие (по другим данным -- нож для резки обоев).
Что сделал Александр Гусев: версия ГИБДД
Инспектор ДПС вместе со своим коллегой дежурил в патруле на трассе "Сибирь". Они решили остановить ехавшую мимо Toyota с тонированными стеклами для проверки, но водитель, по их словам, проигнорировал требования и прибавил газу. Гаишники последовали за ним и настигли возле придорожного мотеля с кафе: водитель иномарки сам туда заехал и остановился.
Александр Гусев и его напарник начали задержание водителя Toyota, пытаясь затолкать его в свой служебный автомобиль. Мужчина, по их словам, оказал сопротивление, и в конфликт вмешались его спутники (всего в "Тойоте" было три человека).
Гусев достал табельное оружие, чтобы напугать водителя и пассажиров иномарки. Когда он боролся с 19-летним Векилом Абдуллаевым, стараясь скрутить его и обездвижить, пистолет "самопроизвольно" выстрелил. Пуля попала молодому человеку в висок, он потерял сознание. Ему вызвали скорую, которая увезла Векила в реанимацию.
Что сделал Александр Гусев: видео и рассказ родных
Один из участников конфликта снимал происходящее на видео. Оно доступно в социальных сетях в неотредактированной версии с нецензурными репликами и отредактировано для публикации в СМИ. Мы публикуем нечто среднее: тут мат "закрыт" звуком, напоминающим автоматную очередь, -- но на самом деле ни одного выстрела в кадре не прозвучало (единственный -- тот, что убил Абдуллаева, -- на видео не попал).
[embed width="980" height="550" !responsive]https://www.youtube.com/watch?v=z44G7mq6FzU[/embed]
В какой-то момент мужчина, снимающий видео, кричит, обращаясь к гаишникам: "Да успокойтесь, вы что делаете?", недоумевая по поводу того, как они выкрутили его спутнику руки и волокут его в свою машину. "Я вам что делаю-то?" -- несколько раз спрашивает у полицейских сам водитель, которого они заталкивают в салон.
Видно, как гаишник бьет ногой и кулаком третьего участника событий, который подошел к нему и потянул за рукав. Это были Александр Гусев и Векил Абдуллаев. Не удовлетворившись ударами, Гусев бросает своего напарника наедине с водителем Toyota и идет разбираться с Абдуллаевым.
В кадре появляется пистолет, слышен щелчок, с которым передергивается затвор. Камера снимает, как Гусев, держа в руке пистолет с пальцем на курке, той же рукой пригибает голову Абдуллаева к земле, второй рукой стиснув его плечо. Векил в это время держит руки поднятыми над головой, он безоружен.
Гаишник, не убирая пистолет, тащит его к служебной машине, чтобы "положить" на капот. На записи видно, что маневр Гусеву удался: он сначала толкнул Абдуллаева, вынудив того опереться о машину руками, а потом "положил" -- и руки молодого человека оказались прижаты к капоту его же собственным торсом.
И тут в видео наступает пауза. В следующем кадре Абдуллаев уже лежит на капоте с окровавленной головой, а Гусев тщетно пытается удержать его, чтобы не сполз на землю, но ему не хватает сил.
За кадром звучат вопли "оператора", явно шокированного случившимся. "Ты шмальнул в него! Ты в него шмальнул, дура! Ты его потушил!" -- кричит мужчина, пока Гусев опускает истекающего кровью Абдуллаева в пыль на землю.
Сутки спустя, несмотря на все усилия врачей, Векил умер в реанимации. Родственники Абдуллаева утверждают, что он не сидел за рулем Toyota, которую гаишники хотели остановить (и это подтверждается тем фактом, что по делу о нападении на гаишника задержан Исмаилов), а просто хотел выпить кофе в придорожной забегаловке. Они поражены и возмущены тем, что произошло.
Кто льет масло в огонь
Еще до смерти Абдуллаева в соцсетях и даже СМИ появились новости о том, что жена Александра Гусева начала получать угрозы зверской расправы, да и ему самому якобы угрожали.
Эти публикации неизбежно повлияли на общественное мнение -- и, как оказалось, даже на органы власти. Возможно, именно они опосредованно привели к тому решению, которое накануне озвучил Бастрыкин, и "перевороту" в деле. И они, что характерно, были опровергнуты -- но уже после освобождения гаишника и возбуждения дела о насилии над ним.
Видеожалоба жены Гусева, которая попросила защиты у Путина, Колокольцева и Бастрыкина, оказалась "средством привлечения внимания". Так в полиции назвали поступок женщины, который она, по ее же собственным словам, совершила с подачи адвоката -- он хотел добиться (и добился) общественного резонанса.
Адвокат самого Гусева вообще не знает, поступали ли какие-то угрозы в адрес семьи гаишника. Он лично стал свидетелем лишь одного "инцидента" -- когда в его присутствии полицейскому сказали: "Молись!"
Буква закона
Безусловно, водитель Toyota и его пассажиры повели себя глупо. Судя по видео, они искренне недоумевали, чем навлекли гнев ДПС -- и, возможно, из-за этого действовали неосмотрительно и еще сильнее усугубили ситуацию.
Однако они не были вооружены. Изначально речь шла лишь о тонировке стекол, которую гаишники сочли слишком темной. Как так вышло, что водитель не остановился по их требованию, -- отдельный вопрос. Но это не была гонка с преследованием: "Тойота" просто доехала до ближайшего кафе и там притормозила.
Почему-то до сведения задерживаемого водителя не довели причину задержания. По видеозаписи заметно, что он не понимает, за что его забирают, и искренне возмущается действиями полицейских, которые воспринимает как произвол.
Непонятны и запечатленные на видео действия Гусева, который, после того как отогнал Абдуллаева ударом кулака и пинком ногой, выхватывает пистолет. Этот поступок был бы логичен, если бы Абдуллаев в тот момент сам достал оружие -- но у него оружия не было. Предупредительных выстрелов гаишник не делал, и это как раз понятно. А пытаться скрутить человека, держа в одной руке пистолет с пальцем на курке, -- это как минимум за гранью профессионализма.
Дело тут не в том, что табельный пистолет гаишника выстрелил "самопроизвольно", и поэтому Гусев не виноват. Оружие налагает на сотрудника правоохранительных органов ответственность -- за его хранение, обращение с ним, применение. С этой точки зрения выстрел, пуля от которого попала Абдуллаеву в висок, не был таким уж "самопроизвольным", ведь гаишник по каким-то соображениям достал пистолет, привел его в готовность к стрельбе и сам к ней приготовился, положив палец на курок. Он должен понести ответственность за все эти действия.
Поэтому решение новосибирских следователей, которые завели на Гусева дело о превышении должностных полномочий, выглядит вполне логичным. С точки зрения закона ситуация действительно складывается непростая: гаишник не стрелял в Абдуллаева, а создал условия, при которых его табельное оружие выстрелило "само". Тут не действуют требования о том, что он должен был предупредить о возможном применении оружия и сделать предупредительный выстрел.
Но, если следовать разъяснениям адвокатов, при отсутствии оружия у задерживаемого и его спутников, а также с учетом административного характера вменяемого водителю правонарушения (неповиновение требованию остановиться) использование пистолета должно вызвать закономерные вопросы. Если Гусев -- а такая версия озвучивалась -- собирался "просто напугать" противников, то ему явно не следовало переводить оружие в боевое положение.
"Хайп" на смерти
История гибели Векила Абдуллаева добралась и до политики. За день до оглашения итогов праймериз "Единой России" с громким заявлением по ней выступила Мария Бутина.
Эта женщина отсидела в американской тюрьме срок за нелегальный лоббизм и работу в качестве иноагента без регистрации. В ходе судебного процесса выяснилось, что она, обрастая полезными связями в Вашингтоне, продвигала интересы "оружейного лобби". Аккаунты Марии в соцсетях пестрели ее фотографиями с оружием в руках.
После депортации на родину Бутина предсказуемо стала сотрудницей RT. Так же предсказуем был и ее порыв в политику. И вот ее позиция по инциденту, закончившемуся смертью Векила Абдуллаева:
"Защищать этого сотрудника ДПС сейчас обязан каждый из нас. Даже если бы применение табельного оружия, было бы не "непроизвольным выстрелом", а целенаправленным, он был бы на 100% в рамках правого поля. Налицо угроза жизни и здоровью сотрудника полиции, ФЗ "О полиции" в ч. 2 ст. 19 однозначно говорит, что предупреждать о применении, если есть опасность, он не обязан. Снимите с него все обвинения и наградите за службу. Иного пути нет".
С некоторых пор подобные мнения, высказанные людьми, не имеющими подтвержденных компетенций в излагаемой теме (а Бутина училась на преподавателя политологии и политтехнолога), называют "хайпом". И, оказывается, хайп такого пошиба котируется в российской политике.
На следующий день после публикации этого поста были объявлены итоги праймериз ЕР: Бутина победила в Курской области. Теперь ей прямая дорога -- на думские выборы, которые состоятся осенью 2021 года. Если удастся попасть в Госдуму, то Мария будет принимать непосредственное участие в разработке и принятии законов -- и при поддержке коллег сможет совсем на другом уровне защищать силовиков, стреляющих в граждан.