Главным спортивным событием недели, наряду с дебютом Валерия Карпина в роли наставника национальной сборной, стали дискуссии по поводу легионеров в командах высшего дивизиона чемпионата страны. Уже, казалось бы, что РФС и РПЛ склонились к решению, чтобы ограничения для иностранных спортсменов вообще убрать. Но министр спорта Олег Матыцин выступил за то, чтобы какие-то преференции для россиян в клубах остались. И это заявление вызвало бурную реакцию у болельщиков и футбольных специалистов.
Прокомментировать ситуацию корреспондент Инфо24 попросил другого государственного человека – депутата ГД Дмитрия Свищева.
— Дмитрий Александрович! Нет ли здесь противоречия? Частные организации— профессиональные футбольные клубы — хотят отменить лимит, а большой чиновник в лице министра спорта пытается это им запретить.
— Профессиональные частные клубы имеют свои интересы. А Олег Васильевич Матыцин рассуждает как человек, отвечающий, помимо всего прочего, и за массовый спорт. И здесь его задача, грубо говоря – трудоустройство тех мальчишек и девчонок, которые оканчивают элитные спортивные школы.
— Цель благая…
— Но он не обязан думать о мальчишках из Африки и Латинской Америки, которые пытаются трудоустраиваться в российских спортивных клубах. И получают при этом деньги, отчасти полученные и от наших с вами налогов... Как спортивный чиновник, я понимаю и разделяю позицию Матыцина, моего коллеги. И у меня примерно те же цели. Ведь напряженно тренируются в спортивных школах не только для того, чтобы укреплять своё здоровье. Куда пойдут многие талантливые трудолюбивые атлеты возраста 16-18 лет? Им или надо где-то получать деньги за свой труд и свои результаты, или уходить из спорта.
— Георгий Ярцев, Андрей Тихонов и другие футболисты, поздно раскрывшиеся, при нынешней ситуации наверняка так и остались бы неизвестными.
— Да, есть у нас очень одаренные звезды, которых «ведут» лет с 12, в уверенности в их большом будущем. Но таких единицы. А многие таланты способны раскрыться лишь в 20 лет и позже. В конце концов, есть молодые люди с поздним физическим развитием, но при этом с большим потенциалом. Они чувствуют, что их места заняты, и уходят в армию или в вузы. Если лимит отменить, то попасть в число десяти ведущих клубов РПЛ для российских юных футболистов будет очень сложно из-за обилия там легионеров. И если для россиян в клубах оставить квоты, скажем, по три в каждом клубе, все равно – это очень мало. Я разделяю позицию Олега Васильевича, и меня волнует вопрос: если даже хорошо подготовленная в ДЮСШ молодежь перестанет тренироваться у квалифицированных тренеров и выступать на соревнованиях, то как тогда выполнить задачу президента - чтобы 70% населения регулярно занималось спортом?! Реалии уже и сейчас таковы, что родители своих даже талантливых и азартно тренирующихся детей уводят их из спорта в 16 лет, чтобы они поступали в престижные институты. Александр Дюков говорит, что до принятия лимита по формуле 6+5 в 2009 году наши клубы и особенно сборная играли успешнее. Но напомню ему, что в 1980-х сборная выступала ещё успешнее, а ведь в СССР легионеров вообще не было. Так что его сравнение некорректное. Он как руководитель РФС должен думать не только о развитии клубов. Внутри него борются два «я». С одной стороны – за интересы профессиональных клубов. С другой – за весь футбол России, в первую очередь массовый, с базиса которого и вырастает нормальная пирамида, на вершине которой – национальная сборная. Но клубы РПЛ – это профессиональный спорт, то есть, другое направление. И собирать все это воедино – опасное занятие. Когда несколько лет назад уровень клубного футбола в России был повыше, чем сейчас, то сильные иностранцы ехали к нам не только, чтобы заработать побольше денег, но и чтобы выиграть престижный чемпионат и показать себя в еврокубках. То есть, мы не должны привлекать сильных легионеров лишь деньгами – с такой целью едут разве что на Ближний Восток. Все-таки наш спорт имеет победные традиции, которые в некоторых направлениях продолжают успешно развиваться. Свежий пример – наша сборная по пляжному футболу, хотя о выступлении российских клубов в этом виде спорта нам мало что известно. Мы жаждем таких же побед и в большом футболе. Но вот вспомним, как недавно из РПЛ разъехались сильные легионеры по своим сборным, и мы на Евро-2020 очень бледненько выглядели.
— И всё-таки, Госдума может ли дать в руки футбольным чиновникам козыри – в виде подходящих законов?
— Вернемся к началу беседы. Имеет ли право министр Матыцин вмешиваться в работу общественной или некоммерческой организации? Его участие может быть весьма ограниченным. Но, с другой стороны, если эти общественные организации (в лице всероссийских федераций по разным видам спорта) хотя бы частично финансируются из госбюджета, значит, они должны регулироваться теми, кто им даёт эти деньги. Но МОК и международные спортивные федерации запрещают государственным органам вмешиваться в работу национальных и региональных организаций.
— Как, например, в 2006 году ФИФА по этой причине отстранила иранских футболистов от международных турниров…
— И у нас возникали аналогичные проблемы. Вспомним хотя бы обвинения ВАДА в том, что допинг в российский спорт внедряется на государственном уровне. И мы только сейчас начали понемногу разгребать эти проблемы. Я понимаю, что Дюков, Алаев и другие профессионально подходят к этому вопросу. В том числе и заботясь, в первую очередь, о профессиональных клубах. И здесь всё же всем руководителям нашего футбола надо провести подробные консультации и переговоры с Матыциным, чтобы не пойти нашему футболу по неправильному пути. Но и чтобы России ещё и от ФИФА, не дай Бог, санкций не получить. Вот сейчас нам настоятельно советуют внедрить «голландскую» систему в футболе. Но перед этим надо, чтобы как можно больше причастных людей поняли суть этой системы, и к каким изменениям она может привести. В частности, она предусматривает полную отмену лимита на легионеров.
— Но тогда и профессиональные клубы не должны получать деньги из государственного и региональных бюджетов, чтобы остаться на плаву…
— Кроме того, и в процесс воспитания каждого спортсмена, при нынешних реалиях, затрачены деньги в значительной мере и государственные. Чего бы в РФС ни говорили, что их деньги – частные… Все равно, частично деньги они получают от государства – и сборы команд им оплачивают, и многие другие статьи расходов. Хотя в целом мне отрадно, что у РФС и РПЛ появляется хотя бы какая-то стратегия, пусть даже и с некоторые её компоненты спорные. Надо выходить из застоя и развиваться. Мы ждем больших побед, а наша сборная продолжает падать в рейтинге – сейчас мы опустились на 41-ю строчку в списке ФИФА. Нам при следующей жеребьевке хотелось бы попасть в первую, ну, хотя бы во вторую корзину. Но как бы со временем не оказаться и в четвертой.
Георгий Настенко