В качестве альтернативы Зангезурскому коридору Азербайджан может проложить путь в Нахичевань через территорию Ирана — это и есть «план Б», о котором глава азербайджанского МИДа Джейхун Байрамов заявил в ходе своего визита в Венгрию. Об этом Инфо24 заявил директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов.
По его словам, этот план «практически реализуется и даже действует», но тот факт, что Байрамов заговорил о нём в таком ключе, видимо, свидетельствует о невозможности «пробиться в Нахичевань через Зангезурский коридор».
«А другой вариант, который предлагает Армения — пойти другим маршрутом в Нахичевань, — Азербайджан не устраивает. Вот и всё. Это было широкое заявление с таким политическим смыслом, демонстрирующее, что кризис, который появился в связи с Лачинским коридором, затягивается, и, видимо, перспективы урегулирования в обозримом будущем выглядят туманными», — пояснил Тарасов.
В интервью, которое Байрамов дал азербайджанскому госинформагентству АЗЕРТАДЖ и венгерскому изданию «Мадьяр Демократа», создание Зангезурского коридора названо «выгодной возможностью поправить экономику» Армении, которую та рискует упустить, поскольку дорога из Азербайджана в Нахичевань может «просто обойти» ее территорию.
«Азербайджан же продолжит работу в этом направлении, имея план „Б“. И для него проект будет осуществлён даже без участия Армении, но в таком случае она просто выпадет из числа выгодополучателей», — заявил глава азербайджанской дипломатии.
Открытие Зангезурского коридора, который должен пройти по армянской территории и соединить западные районы Азербайджана с отрезанной от него Нахичеванской автономией, предусмотрено трёхсторонними договорённостями, положившими конец Второй Карабахской войне.
Однако Армения отказывается от взятых на себя обязательств, утверждая, что этот путь не может функционировать в «коридорной логике», без пограничного контроля со стороны армянских властей.
При этом Лачинскую дорогу, соединяющую саму Армению со Степанакертом, Ереван хотел использовать именно в «коридорной логике», чтобы транспорт и грузы не подвергались проверкам со стороны азербайджанских властей. Баку установил на этой дороге современные КПП, работающие в соответствии с законодательством Азербайджана и нормами международного права.