sunny
17°С Москва
BTC 66,969.50
00:05 14 февраля 2023
Культура

«Отвыкать будет очень тяжело»: выживут ли российские онлайн-кинотеатры без американских фильмов

Гендиректор Daily Telecom Денис Кусков рассказал, как российские онлайн-кинотеатры справляются без американского контента

Российские онлайн-кинотеатры не станут снижать цены на подписку из-за того, что оттуда пропадут популярные американские фильмы, заявил Инфо24 генеральный директор информационно-аналитического агентства Daily Telecom Денис Кусков.

Речь идёт о ряде фильмов Disney, Marvel, а также Pixar («Один дома», «Король лев», «Звёздные войны», «Тор», «Мстители», «Железный человек», «Холодное сердце», «История игрушек», «Душа» и «ВАЛЛ·И»), которые перестанут быть доступны пользователям «Кинопоиска» с 28 февраля 2023 года. Аналогичным образом с 31 января из онлайн-кинотеатра исчезли фильмы франшизы о Гарри Поттере и «Фантастические твари».

Крупнейшие студии (мейджоры) действительно изымают свой контент из российских онлайн-кинотеатров по окончании срока действия лицензии на его показ, констатировал Кусков. По его оценке, в 2022 году отечественный рынок покинули от 30% до 60% мейджоров, а большая часть оставшихся уйдут до лета 2023 года — и возвращаться они пока не готовы.

Но это не говорит, что всё американское кино уходит. Есть независимые студии, которых достаточно много, и они продолжают работать у нас в стране. Онлайн-кинотеатры пытаются заместить выпадающий контент за счет покупки прав на контент из других стран — Индии, Кореи, Китая, Турции, Латинской Америки, — комментирует ситуацию эксперт.

Кусков признаёт, что такое замещение удаётся в количественном плане — но не в качественном, поскольку «всё-таки люди привыкли смотреть американское кино, а не латиноамериканское, и отвыкать будет очень тяжело». Поэтому, по его словам, происходит падение по часам смотрения — тогда как по количеству единиц контента за год оно составило меньше 10% (примерно с 31 тысячи до 29 тысяч).

Что касается аудитории, то она не уменьшается и немножко даже растёт. Но если раньше на одного активного пользователя приходилось 2,5 кинотеатра, то сейчас — где-то 1,8 (то есть раньше он платил, грубо говоря, двум-трём кинотеатрам, а сейчас платит одному-двум), — рассказал Кусков.

В качестве удачного примера замещения зарубежного контента он привёл фильм «Чебурашка», который стал самой кассовой отечественной картиной за всю историю проката. Этот успех, считает эксперт, был обусловлен в том числе стечением обстоятельств.

Учитывая, что офлайн-кинотеатры долго не работали — сначала из-за коронавируса, потом из-за отсутствия новинок, — мы видим успех по тому же «Чебурашке». Не то чтобы это был гениальный фильм, да? Но он попал во временную такую составляющую, когда люди готовы были ходить, платить и радоваться этому, — объяснил Кусков.

Успех онлайн-кинотеатров, по его прогнозам, сейчас во многом будет зависеть от original — того контента, который создаёт непосредственно сама площадка.

Думаю, что 2023 год, если не произойдёт каких-то катаклизмов, по количеству выходящих единиц контента будет на первом месте среди всех годов, которые были (в принципе, original начали глобально создавать в 2019–2020 годах), — прогнозирует Кусков.

При этом цены на подписку в онлайн-кинотеатрах для россиян не снизятся, уверен он, поскольку для этого нет оснований: идёт закупка контента в замещение ушедших позиций и производство собственных фильмов и сериалов.

Выручка с абонента за последний год, наоборот, снизилась по рынку, потому что ушёл самый дорогой его игрок — Netflix, а ряд других игроков ввели какие-то промо- либо мобильные тарифы, например «Иви», — рассказал Кусков.

Пиратства со стороны российских онлайн-кинотеатров эксперт тоже не ожидает, поскольку, по его словам, они, наоборот, настроены на выполнение своих обязательств и выступают против показа контента без разрешения правообладателя.

Единственной лазейкой в этом смысле Кусков назвал ситуации, когда отечественные компании пишут мейджорам письма с просьбой пролонгировать лицензию на показ контента — и во время «обсуждения» вопроса продолжают его показывать.