
Российские птицефабрики готовятся сократить производство куриных яиц, чтобы оптимизировать издержки, связанные с ростом себестоимости продукции. Добиться повышения закупочных цен они пока не могут, поэтому единственным вариантом осталось сокращение поголовья кур-несушек, пишут "Ведомости".
На недавнем совещании в Минпромторге производители яиц заявили о "критическом снижении" закупочных цен при сильном росте издержек. По словам производителей, после Пасхи ритейлеры, прогнозируя сокращение спроса на куриные яйца, понизили цены закупки до уровня, который не покрывает даже себестоимость продукции.
В течение последнего года себестоимость куриных яиц выросла на 20-25%: подорожали зерно, кормовые добавки, упаковка и другие компоненты производства. Закупочные цены, при этом, не только не выросли, но даже снизились: в преддверии Пасхи ритейлеры закупили куриные яйца с избытком и теперь, имея запас продукции на складах, не готовы покупать ее по более высоким ценам, -- тем более что спрос традиционно сократился в связи с сезоном.
Читайте по теме: Наборы для украшения пасхальных яиц за год подорожали на 66%
Пока производителям куриных яиц приходится работать в убыток, но птицефабрики ищут пути сокращения затрат -- работать "в минус" в течение продолжительного времени они не могут. Пока цену сбыта повысить не удается, единственным путем для этого остается сокращение поголовья, но это в будущем, когда спрос на куриные яйца снова возрастет, приведет к дефициту продукции.
Еще одной проблемой для птицефабрик стала позиция официальных властей, которые намерены сдерживать цены на основные продукты питания. Если даже производителям удастся согласовать повышение цены с ритейлерами, в ситуацию могут вмешаться чиновники: они уже предупреждали, что могут заключить соглашения о предельной стоимости куриных яиц -- такие же соглашения в конце прошлого года заключались по ценам на растительное масло и сахар-песок.
Читайте также: Росстат сообщил о резком росте цен на морковь и картофель
Правительственные соглашения предусматривали, что ритейлеры не могут закупать и продавать продукцию российского производства по цене, превышающей определенную в документе цену закупки и розничной реализации. В итоге торговые сети увеличивали закупки, чтобы избежать дефицита продукции в период повышенного спроса, тогда как производители, напротив, искали возможность сократить поставки на невыгодных для себя условиях.
Минсельхоз, вместе с тем, не видит проблемы в такой ситуации. В ведомстве считают, что у птицефабрик есть все условия для наращивания производства в 2021 году, поскольку предприятиям отрасли предоставили дополнительную меру поддержки -- увеличили максимальный размер льготного краткосрочного кредита с 1 до 1,5 млрд рублей на заемщика.