На совещании с вице-премьером Максимом Акимовым, состоявшимся на этой неделе, президент РФ Владимир Путин выразил сомнение по поводу целесообразности реализации проекта ВСМ Москва — Казань, которая, по замыслу, должна была стать частью высокоскоростной железнодорожной магистрали «Евразия» (между Берлином и Пекином).
Формальное решение по проекту будет принято на следующем совещании, которое состоится 11 апреля при участии главы государства, профильных министров и гендиректора РЖД Олега Белозерова, пишет «Коммерсантъ».
К реализации проекта ВСМ российские власти не могут приступить уже пять лет. Одна из главных причин задержки — колоссальная стоимость строительства (примерно 1,3 трлн рублей). Кроме того, нет уверенности в рассчитанных показателях пассажиропотока.
Предполагалось, что первым этапом строительства станет участок Железнодорожный — Гороховец, стоимость которого оценивалась в 621,5 млрд рублей. В комплексный план развития магистральной инфраструктуры (КПМИ) вошел только он. Власти рассчитывали, что создание этой ВСМ позволит обеспечить высокоскоростное железнодорожное сообщение между Москвой и Нижним Новгородом.
Против проекта ВСМ Москва — Казань последовательно выступает министерство финансов и его глава, первый вице-премьер РФ Антон Силуанов. Он считает, что строительство магистрали слишком рискованно для бюджета, а прогнозируемые параметры (пассажиропоток, окупаемость, цена билета) недостаточно хорошо рассчитаны.
Минфин предлагал вместо строительства ВСМ потратить бюджетные средства на региональные аэропорты, морские порты и Севморпуть, а также строительство платной автотрассы Москва — Казань. По данным «Ъ», именно последний вариант — создание высокоскоростной автомобильной дороги вместо железной — поддерживает Путин.
Президент также поручил проработать проект строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург, так как на этом направлении «более надежный пассажиропоток».