Президент РФ Владимир Путин встретился со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Сочи. Более четырех часов они обсуждали вопросы двустороннего сотрудничества и урегулирования сирийского кризиса.
Встреча прошла в сочинской резиденции российского президента «Бочаров Ручей». Главной темой переговоров стала ситуация в сирийском Идлибе — единственном крупном регионе страны, который остается в руках поддерживаемой Турцией вооруженной оппозиции. По итогам встречи Путин и Эрдоган подписали меморандум о стабилизации обстановки в зоне деэскалации Идлиб.
Путин отметил, что по итогам встречи оба лидера вышли на "серьезное и согласованное решение по Идлибу". Российский лидер заявил, что РФ и Турция решили создать к 15 октября демилитаризованную зону в Сирии. Она должна пройти вдоль линии соприкосновения между вооруженной оппозицией в Идлибе и сирийскими войсками. По словам Путина, контролировать эту зону будут как турецкая армия, так и российские военные.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу подтвердил, что военной операции в Идлибе не будет.
Торговые отношения
Президент РФ напомнил о снятии Россией ограничений на поставки продуктов из Турции (с 1 мая 2018 года всем турецким производителям вновь разрешили поставлять помидоры в Россию). Путин выразил надежду на то, что Анкара создаст благоприятные условия для продвижения российской продукции на турецком рынке.
"Россия в соответствии с пожеланиями турецких партнеров сняла ограничения на поставки из Турции ряда сельхозпродуктов. В свою очередь мы рассчитываем на создание благоприятных условий для продвижения на рынок Турции российской продукции", - заявил президент.
Эрдоган перед началом переговоров выразил надежду на то, что заявление по итогам встречи может стать новой надеждой для всего региона. Турецкий лидер также отметил, что на прошедшем 7 сентября саммите в Тегеране он «увидел у Путина более позитивный подход».
Тему сирийского урегулирования последний раз обсуждали в начале сентября на трехсторонней встрече глав России, Турции и Ирана. Стороны сошлись на том, что военное вмешательство других стран в ситуацию в Сирии недопустимо. Участники саммита приняли Тегеранскую декларацию, призывающую оппозицию сложить оружие. На встрече Эрдоган настаивал на прекращении военных операций, чтобы не превращать Идлиб в «кровавое озеро», однако пункт о перемирии так и не был включен в декларацию.
Что говорили перед встречей в Сочи?
В Турции
Эрдоган накануне опубликовал статью в The Wall Street Journal, в которой призвал остановить наступление армии президента Сирии Башара Асада (его поддерживает Россия) в направлении Идлиба.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглузаявил, что турецкая сторона продолжает поиски мирного решения по урегулирования кризиса. «Мы продолжим совместные усилия с Ираном и Россией. Мы также продолжим наши усилия на международных платформах».
В России
Глава Минэнерго РФ Александр Новакпредположил, что Путин и Эрдоган обсудят строительство "Турецкого потока" и АЭС "Аккую".
Спецпредставитель президента России по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев отметил, что Анкара несет ответственность за ситуацию в Идлибе, так как провинция находится в зоне деэскалации под контролем Турции.
По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, Идлиб — это «единственный очаг террористов». «Они подмяли под себя большинство вооруженной оппозиции», — сказал он.
В конце августа 2018 года в министерстве обороны РФ сообщили, что Запад готовит провокацию в Идлибе, чтобы оправдать очередной удар по сирийским позициям. Спустя две недели в ведомстве заявили, что два американских истребителя нанесли удар по сирийской провинции Дейр-эз-Зор с использованием запрещенных фосфорных боеприпасов.
Эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов предположил, что у турецкой стороны есть определенные опасения. По его мнению, в случае проведения сирийской армией операции против террористов, под удар может попасть поддерживающая Турцию вооружённая оппозиция.
«Урон имиджу в этом случае может привести к ослаблению позиций Эрдогана на всём Ближнем Востоке», — отметил эксперт.
Россия 10 сентября предложила провести специальное заседание Совета Безопасности ООН для обсуждения итогов переговоров в Тегеране.