sunny
26°С Москва
BTC 67,986.29
17:24 9 апреля 2024
Наука и техника

«Революция военного дела»: как СВО ломает стереотипы и меняет облик будущих войн

«Революция военного дела»: эксперты рассказали, как СВО изменила войны будущего

«Революция военного дела»: как СВО ломает стереотипы и меняет облик будущих войн Фото: пресс-служба Минобороны России

Специальная военная операция на Украине перевернула представление о тактике и стратегии современных боевых действий. На поле боя начали активно применяться абсолютно новые виды оружия, а также полностью изменился подход к использованию традиционных средств вооруженной борьбы. Как СВО изменила облик современной войны и военного искусства и как будут выглядеть конфликты в будущем — в материале Инфо24.

Война дронов

Буквально пять лет назад среди военных не было единого мнения о том, как могут применяться беспилотные летательные аппараты в ходе боевых действий. Многие полагали, что в ближайшем будущем БПЛА не смогут стать ключевыми участниками общевойскового боя, но признавали, что они будут востребованы в разведке и корректировке артиллерийского огня. Однако специальная военная операция на Украине полностью изменила отношение к беспилотникам, а также ознаменовала начало эпохи дронов.

Военные всех стран едины во мнении, что без дронов воевать невозможно, а их использование в корне изменило характер боевых действий. Противостояние на Украине стало первым конфликтом, в котором беспилотники играют ключевую роль.

В СВО участвуют беспилотники разных типов и моделей, от сверхмалых коммерческих, до тяжелых военных дронов специального назначения. В распоряжении российских военных имеется целая линейка различных БПЛА. Наибольшую популярность получили дроны-камикадзе «Ланцет» и «Куб», первый из которых оказался весьма удачным беспилотником, способным эффективно бороться с украинской артиллерией. Именно «Ланцеты» стали главной ударной силой в борьбе с дальнобойными реактивными системами залпового огня M142 HIMARS.

Революция в военном деле

Воздушные беспилотники в ходе СВО навсегда поменяли концепцию вооруженного противостояния на суше, однако аналогичные изменения произошли и на море. Морские дроны и безэкипажные катера в разы дешевле, чем те корабли, которые они атакуют. Кроме того, такие беспилотники представляют серьезную угрозу объектам портовой инфраструктуры.

Так, в распоряжении ВСУ имеется многоцелевой надводный беспилотный аппарат Magura V5. Он предназначен для разведки и противоминной борьбы, однако также может использоваться в качестве дрона-камикадзе. Также на вооружении ВСУ состоит безэкипажный катер Sea Baby, который способен нести более 800 килограммов взрывчатки.

Вооруженные силы России успешно перехватывают и уничтожают практически все украинские беспилотники, которые ВСУ используют в воздухе, однако морские БПЛА стали для российских военных настоящим вызовом. На этом фоне в окловоенном сообществе начали говорить о закате эры больших кораблей, однако подобной точки зрения придерживаются далеко не все.

Военный эксперт капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин уверен, что в ближайшем будущем в морской беспилотной технике не будет серьезных прорывов, а подводные и надводные корабли продолжат эволюционировать.

«При всем том, что беспилотники сейчас развиваются и появляются аппараты большого водоизмещения, списывать со счетов авианосцы и корабли, которые управляются людьми, я бы не стал. Работа найдется на всех. Пока это подручная тема. Тем более, что беспилотники бывают разные. Есть беспилотники-камикадзе, есть беспилотные тральщики. Есть подводные беспилотники, в том числе наши «Посейдоны». Но все равно это человеческая тема, пока все это дело движется и управляется людьми», — пояснил аналитик Инфо24.

По его словам, дальнейшее развитие морских дронов пойдет по пути беспилотной авиации, где уже сейчас в паре с истребителем Су-57 действует БПЛА С-70 «Охотник». Однако даже в этом случае дрон выполняет вспомогательную роль, а большая часть его действий определяются пилотом истребителя.

«Так или иначе, должен быть какой-то корабль управления, который будет координировать действия группы беспилотников. Но это в перспективе, а пока списывать со счетов корабли нельзя. Конечно, в будущем искусственный интеллект в военном деле будет оказывать более значительное влияние, а беспилотники будут становиться все более изощренными. Но это далекое будущее», — добавил эксперт.

В конечном итоге может дойти до того, что на искусственный интеллект (ИИ) будут возложены функции командования и управления войсками, однако такой сценарий является крайне опасным из-за своей непредсказуемости. Первым шагом в этом направлении является вживление импланта в мозг человека, которое недавно осуществила нейротехнологическая компания Илона Маска Neuralink.

«Это такая тонкая грань, которую нельзя переходить. Именно об этом раньше писали фантасты. Подобные вещи грозят человечеству уничтожением. Я имею в виду, восстание машин. Тут не перемудрить бы. Я надеюсь и верю, что все это будет подчиняться воле человека и мы продолжим управлять беспилотниками на воде, на земле и в воздухе», — резюмировал Дандыкин.

Искусственный интеллект в военном деле

В будущих конфликтах будут активно применяться искусственный интеллект и автоматизированные системы управления. Серьезным шагом вперед станет внедрение ИИ в беспилотник, благодаря чему он станет полностью автономным, сказал футуролог Александр Кононов Инфо24.

Сейчас военный ИИ — это вспомогательная боевая единица, которая выполняет конкретные приказы. Он просто помогает людям обрабатывать данные со спутников и анализировать снимки для поиска мест размещения ракет.

С помощью различных датчиков и разведывательного оборудования ИИ собирает данные в режиме реального времени и анализирует их. Так, американский беспилотник MQ-9 Reaper благодаря встроенному модулю сразу анализирует собранные данные и сообщает о военных объектах, которые он обнаружил в исследуемом квадрате местности.

Обратная сторона ИИ

В будущем искусственный интеллект может стать отдельной боевой единицей с собственным мышлением. Так, уже сейчас во многих странах разрабатывается концепция роя дронов. Система объединит тысячи воздушных, наземных и подводных беспилотников, которые смогут комплексно выполнять одну боевую задачу.

Однако реализация этой концепции повысит риск быстрых войн и конфликтов, которые будут развиваться со скоростью вычислений компьютера. Именно поэтому в ближайшем будущем искусственному интеллекту будет отводиться только вспомогательная роль.

«Безусловно, окончательные решения будут оставаться за человеком. Искусственный будет применяться для обработки информации о непосредственной обстановке на фронте. Он будет самостоятельно принимать решения по второстепенным вопросам, однако решение ключевых и принципиальных вопросов никто искусственному интеллекту не отдаст», — считает Кононов.

Опасность самостоятельного принятия решений искусственным интеллектом заключается в том, что он сам сможет выбирать цели войны и принимать оперативно-стратегические решения, разрабатывая дальнейший план боевых действий, который может оказаться разрушительным для всех сторон конфликта.