В начале февраля США и Россия поочередно вышли из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который запрещал их разработку и испытания. Считается, что в конце 1980-х годов этот договор удержал страны от начала ядерной войны.
СССР и США подписали двусторонний договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в декабре 1987 года. Стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых наземных ракет средней (1000-5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить и не испытывать их в будущем. Документ был бессрочным, однако предусматривал односторонний выход из соглашения в течение полугода по исключительным обстоятельствам.
1 февраля власти США объявили, что приостанавливают выполнение договора РСМД: Вашингтон обвинил Россию в испытаниях ракеты 9М729 с запрещенной в соглашении дальностью. Москва настаивает, что испытания не нарушали договор. Россия назвала претензии США предлогом для выхода из соглашения и также приостановила свое участие в ДРСМД. Позже МИД рассказал, что обнаружил предприятие, где США якобы испытывают запрещенные ракеты с 2017 года.
Ракета 9M729, производство которой США считают нарушением договора о РСМД. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Инфо24 поговорил с военными экспертами и выяснил, что значит разрыв соглашения о ликвидации ракет. Специалисты сошлись во мнении, что выход из договора стал неизбежным из-за фактического возвращения к состоянию Холодной войны.
«Мудрое решение» и «важнейший договор»
Договор РСМД заключили в 1987 году и приступили к его реализации на следующий год. В конце 1970-х годов Советский союз разместил около 2 тысяч ракет РСД-10 «Пионер» средней дальности в европейской части страны. По словам заместителя главного редактора «Ежедневного журнала» Александра Гольца, Москва таким образом хотела получить дополнительное стратегическое преимущество.
Однако ответ не заставил себя ждать: США с согласия союзников начали развертывать в Европе ракеты Pershing II и крылатые ракеты наземного базирования, из-за чего СССР оказался «в гигантском политическом проигрыше».
«Российские центры — Москва и Ленинград — были в пределах досягаемости этих ракет, подлетное время было в пределах 6-8 минут. За это время невозможно принять никаких решений. Оказавшись загнанным в угол, Горбачев принял мудрое решение и согласился с американским предложением о ликвидации всего класса ракет», — рассказал Гольц.
Американские ракеты Pershing II. Фото: DPA/TASS
С количественной точки зрения договор РСМД выглядел несправедливым: американцы уничтожили более 800 ракет, а СССР — почти 2 тысячи. Несмотря на это, военный эксперт Павел Фельгенгауэр назвал договор «важнейшим».
«С этого договора началось массовое разоружение, конец Холодной войны. Он закончил так называемый «кризис евроракет». До 1987 года, когда угроза войны в Европе была гораздо выше, чем сейчас, это было очень серьезное соглашение», — считает специалист.
«В Москве боялись американских ракет»
Подписание соглашения о ликвидации ракет средней и меньшей дальности положило конец гонке вооружений, которая держала мир в напряжении. Фельгенгауэр напомнил, что тогда СССР перебазировал к границам США подводные лодки — впрочем, по его мнению, господствующий на воде Вашингтон потопил бы их до того, как они успели выстрелить по территории противника.
«И тогда, и сейчас политики выдвигали инициативы больше для пиара, а [президент США Рональд] Рейган предложил уничтожить все ракеты, чтобы их не было ни в Америке, ни в СССР. В Москве согласились, потому что боялись ракет Pershing II — там было очень высокое подлетное время, ракета инновационная сама по себе. У отечественных баллистических ракет до сих пор нет такой точности: тогда была до 250 метров, а у американцев — до 10.
Наше начальство дико перепугалось, что не успеет эвакуироваться из Москвы, а в бункере их все равно достанет. Они точно не хотели погибать в ядерной войне и согласились на договор, который сегодня Путин считает неравноправным и невыгодным.
Видимо, руководство забывает, что тоже может оказаться под ударом», — сказал Фельгенгауэр, напомнив, что именно после подписания ДРСМД стороны начали подписывать и другие соглашения, началась «разрядка» отношений, а фактически — ядерное разоружение.
С ним согласен и Александр Гольц, назвавший договор «ознаменованием завершения Холодной войны»:
— Договор ознаменовал завершение Холодной войны. По сути, он означал, что стороны доверяют друг другу и в своих взаимоотношениях не базируются на количественном паритете. Неслучайно, что вскоре после заключения этого договора, в 1991 году, подписали еще один — о сокращении стратегических наступательных вооружений.
«Катастрофическая ситуация» и «обмен пиар-заявлениями»
Выход России и США из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности поворачивает российско-американские отношения вспять. По словам Гольца, без этого соглашения будет куда сложнее избежать мировой войны.
«Очень символично, что договор расторгнут сейчас, когда исчезло взаимное доверие, когда мы вернулись к ситуации Холодной войны. Конечно, мгновенно ничего не произойдет, потому что, судя по всему, вопреки фантазиями российского Министерства обороны, у американцев нет новой ракеты средней дальности. Потребуется от трех до восьми лет, чтобы ее создать. Но когда — и если! — произойдет развертывание этих ракет в Европе, мы вернемся к катастрофической для нас ситуации начала 80-х годов. Надеюсь, что и без договора страны не скатятся к мировой войне, которая будет означать гибель человечества. Но сделать это без ДРСМД будет гораздо труднее», — считает эксперт.
https://www.youtube.com/watch?v=o1pVEnDBmQc&feature=youtu.be
Фельгенгауэр добавляет, что сюрпризом разрыв договора не стал, потому что в Москве это соглашение всегда считали неравноправным. Сегодняшние выпады США и РФ в адрес друг друга военный эксперт назвал «обменом пиар-заявлениями».
«То, что происходит сейчас, поворачивает наши отношения вспять. Но это и понятно: так как договор, по сути, сформулировал окончание Холодной войны, то сейчас началась новая, и соглашение становится неактуальным. В Москве всегда говорили, что договор неправильный, плохой. Но для нашего руководства было бы желательно, если бы первыми от ДРСМД отказались американцы», — подытожил Фельгенгауэр.