Картина Тондо де Бреси, которую уже 40 лет пытаются атрибутировать искусствоведы, искусственный интеллект отнёс к кисти Рафаэля. Программа, созданная в Университетах Брэдфорда и Ноттингема, нашла 97-процентное сходство произведения с «Сикстинской мадонной», написанной в начале XVI века.
Стоимость картины резко выросла: работы Рафаэля продаются за миллионы фунтов стерлингов. Изначально предполагалось, что эта необычная картина — викторианская копия алтаря «Сикстинской мадонны».
Искусственный интеллект разработан как система распознавания лиц профессором визуальных вычислений Хассаном Угайлом в Университете Брэдфорда. Программа, по его словам, «сканирует пиксели изображения в тысячах измерений». Выяснилось, что мадонны были похожи на 97%, а младенцы — на 86%. При сходстве выше 75% ИИ считает изображения людей идентичными.
Основываясь на высокой оценке этого анализа, а также на предыдущих исследованиях, мои коллеги-соавторы и я пришли к выводу, что для обеих картин использовались идентичные модели и они, несомненно, принадлежат одному и тому же художнику, — говорит Угайл.
Десять лет назад исследование показало, что материалы Тондо де Бреси (клей, холст и краски) применялись до XVII века.
Летом 2021 года в Эрмитаж впервые привезли из Лувра картину Рафаэля «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница»). Публика впервые увидела полотно после реставрации, которую закончили в конце 2020 года.
В серии выставок музеев мира в Эрмитаже мы представляем жемчужину Лувра, одну из лучших картин на свете, одну из самых знаменитых картин на свете — работу Рафаэля «Прекрасная садовница». Событие действительно историческое: великая картина приехала в труднейших условиях ковида, когда люди почти не переезжают через границы — переезжают только картины, — сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на церемонии открытия.
Лувр предоставил картину Эрмитажу в обмен на выставку во Франции холста Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» в 2019 году.