sunny
9°С Москва
BTC 70,333.76
19:49 29 июня 2022
Общество

В Союзе потребителей РФ рассказали о гарантийных обязательствах уходящих из РФ компаний

Союз потребителей РФ: после ухода иностранных компаний за россиянами остаётся право на гарантийное обслуживание, но сокращается число точек приёма претензий

С начала российской военной спецоперации, проводимой на территории Украины, зарубежные компании постепенно стали объявлять о прекращении работы или временной приостановке своей деятельности в РФ. Так, например, накануне об уходе с российского рынка сообщили производители шин Nokian Tyres и Michelin, мировой лидер лифтового оборудования KONE, компания Whirlpool Corporation, владеющая торговыми марками Indesit и Hotpoint. При этом у россиян всё ещё остаются купленные до ухода компаний товары и оборудование, которым в некоторых случаях требуется замена или ремонт по гарантии.

Член Экспертного совета по развитию торговли и защите прав потребителей Комитета Госдумы по промышленности и торговли, сопредседатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов в беседе с Инфо24 рассказал, имеют ли российские граждане право требовать от ушедших из РФ компаний ремонт или замену товара, техники, оборудования по гарантии. Собеседник издания также поведал о сложностях, касающихся вопроса гарантийных обязательств, которые возникают после прекращения деятельности той или иной организации.

Так, по словам Койтова, любые события, связанные с деятельностью компании, изготовителя, импортёра или магазина, который непосредственно продаёт те или иные товары, ни на что не влияют с точки зрения прав потребителя. Если бренд уходит с рынка, он не может отказаться от предоставления гарантий покупателю. В случае если он объявляет, что прекращает свою работу и всякие гарантийные обязательства, это является абсолютной фикцией как с юридической точки зрения, так и с фактической, сообщил эксперт.

Но возникает проблема с тем, кому предъявлять претензии. Чисто теоретически уход иностранного бренда с российского рынка может повлечь сложности, связанные с ограничением точек приёма претензий. Если у вас сейчас случилось что-то с любым товаром, вещью, вы имеете большой выбор куда обратиться: в магазин, в любую из его точек, если это сетевой магазин, либо в сервисный центр. Уход с рынка может сократить места, куда можно будет обращаться, — заявил Койтов.

При этом он отметил, что зарубежный изготовитель также несёт ответственность по претензиям потребителя. По этой причине потребители могут написать ему жалобу, которая впоследствии, вероятнее всего, будет удовлетворена. Объяснил Койтов это тем, что если иностранный изготовитель не сделает этого, то потребитель пойдёт в российский суд, который с большой долей вероятности иск удовлетворит. А затем по каналам межправительственного соглашения со странами, с которыми есть подобные соглашения, это решение будет приведено в исполнение данного государства.

Помимо сокращения мест приёма претензий, ещё одной проблемой для потребителей, а также продавцов при уходе компании с российского рынка становятся возникающие трудности с ремонтом сложной техники, например, автомобилей. Возникает она в том случае, если бренд уходит и сворачивают свою дилерскую сеть сервисных центров. По словам сопредседателя Союза потребителей РФ, предпринимая такие действия, компания формально ничего не нарушает. При этом существует шестая статья Закона о защите прав потребителей, которая гласит, что изготовитель обязан в течение всего срока службы, даже не гарантийного периода, обеспечить поставку запчастей, его ремонтопригодность и обслуживание. Однако бренд может оставить лишь одну точку обслуживания, допустим, в Москве и закрыть все остальные, рассказал Койтов.

Фактически проблемы возникают у розничной сети. Позавчера сетевой магазин бытовой электронной техники высказал проблему, что им перестают поставлять запчасти и принимать рекламации. Допустим, магазин продал телевизор. В нём выявился дефект. Потребитель пришёл в магазин, который у него телевизор забрал, проверил, что брак производственный, и всё, вернул деньги. Раньше он мог в порядке регресса своему поставщику, как правило, импортёру, вернуть товар и получить деньги обратно, то есть свои убытки он сводил в ноль. Сейчас сети бренда, который начинает уходить, именно по заверению наших розничных сетей, то ли уже перестали принимать рекламации переадресованные, то ли есть риск возникновения этого в самое ближайшее время, — заявил эксперт.

В то же время Койтов подчеркнул, что данная проблема пока что транслируется только словами. Он уточнил, что в Союзе потребителей России считают указанные трудности серьёзными и важными, на фоне чего просят от сетей подтверждений того, что проблема возникла. Однако от сети бытовой техники никаких подобных документов подано на данный момент не было. Такая же ситуация произошла и с автобизнесом, поделился Койтов. Он сообщил, что с ними было проведено много совещаний, в том числе в Роспотребнадзоре. Компании заявили об ограничении программы обеспечения поставки запчастей, но не смогли предоставить никаких доказательств того, что проблема, с которой компетентные органы могли бы обратиться к зарубежным изготовителям, есть, подытожил специалист.

Если рассуждать теоретически и с крайне негативного сценария развития событий, то можно прийти к выводу, что конец света наступит очень скоро. Но если всё-таки вернуться в реальность и смотреть на происходящее, анализировать даже этот небольшой период, с которым мы столкнулись, то, с точки зрения взаимоотношений с иностранными компаниями, далеко не всё так плохо. У нас больше проблем, как ни парадоксально, возникает на внутреннем рынке, — заключил собеседник Инфо24.

Ранее руководитель Госдепартамента США Энтони Блинкен заявил, что россияне постепенно начнут чувствовать уход более тысячи западных компаний. Например, когда закончатся накопленные товарные запасы, из магазинов пропадут вещи, к которым жители РФ привыкли за 30 лет.