«Ведомости»: проект моста на Сахалин отложили в долгий ящик

0
10
Мыс Ламанон на острове Сахалин / Фото: Wikimedia

Источники в российских угольных компаниях дали понять, что проект моста на полуостров Сахалин, вероятнее всего, не будет реализован: исходя из объема грузоперевозок, которые могли бы окупить его строительство, необходимости в нем нет.

Оценить экономическую целесообразность проекта поручал профильным ведомствам президент РФ Владимир Путин. Участники Восточного экономического форума, где 12 сентября состоялось пленарное заседание с участием главы государства, ждали, что в вопросе о строительстве моста появится определенность.

Но этого не произошло. Вместо того чтобы решить судьбу моста, Путин поручил еще раз его «обсчитать», на сей раз с учетом данных по регионам.

По данным газеты «Ведомости», которая ссылается на федеральных чиновников и топ-менеджеров угольных компаний, загвоздка кроется в том, что грузов недостаточно для окупаемости строительства моста на Сахалин. Пока ни один грузовладелец не проявил интереса к перевалке угля через полуостров.

Оценку грузовой базы моста на Сахалин проводило ОАО «РЖД». Его глава Олег Белозеров в августе отправил министру транспорта РФ Евгению Дитриху письмо, в котором указал: нагрузка на мост составит 8,5 млн тонн, а с учетом планируемого строительства нового глубоководного порта — 46,9 млн тонн.

Эксперты, опрошенные «Ведомостями», считают эту финансовую модель некорректной. По их мнению, именно эта некорректность сняла проект строительства моста с повестки дня.

Сколько будет стоить мост на Сахалин

С учетом второй очереди БАМа, необходимой для перевалки угля через Сахалин, и подходами к мосту проект обойдется в 1,1 трлн рублей, а без подходов — в 543 млрд рублей (без НДС), из которых 252,8 млрд рублей будет стоить сам мост, а остальное – подходы к нему.

«Неверно подсчитана инвестиционная привлекательность проекта, высок риск, что проект станет коммерчески неэффективным», — пишет газета.

Окупаемость строительства недостижима без дотаций из федерального бюджета, но эти вложения могут оказаться необоснованной тратой средств.

Проект глубоководного порта, который в РЖД считают повышающим окупаемость моста фактором, на самом деле требует крупных инвестиций, а их возмещение скажется на стоимости перевалки грузов.

«Сама по себе идея развития Сахалина, может, и хорошая, но специально навязывать угольщикам Сахалин — экономической целесообразности в этом нет», — цитируют «Ведомости» одного из угольщиков.