В Министерстве финансов России 11 марта заявили, что резкое обрушение цен на нефть не повлечет снижения стоимости бензина. При этом в ведомстве отметили, что и подорожания топлива ожидать не стоит. Инфо24 пообщался с экономистами, чтобы выяснить, почему россияне не увидят на заправках дешевый бензин.
По словам эксперта Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидата экономических наук Михаила Беляева, российские компании-производители бензина на внутреннем рынке руководствуются законами спроса и предложения, а низкая стоимость сырья в этом случае значения не имеет.
"Все объясняется механизмом ценообразования на внутреннем рынке. По идее, при свободной рыночной экономике должна быть прямая корреляция между ценами сырья на внешних рынках и стоимостью бензина на внутренних, но мы знаем, что ценообразование и политика компаний на внутреннем рынке устроена таким образом, что они ориентируются на спрос и предложение. Для них нет никакого смысла снижать цену на бензин, чтобы терять прибыль. Тем более, что рынок покупает по таким ценам. Можно ли представить, что рынок не будет покупать? Я думаю, что это утопическая постановка вопроса", — сказал Беляев.
"Иногда, когда существует сговор, может выступить Федеральная антимонопольная служба, которая следит за необоснованным завышением цен, но в данном случае даже это нельзя им инкриминировать, поскольку такие цены установил рынок. Кроме того, не совсем понятно, на какое время установятся текущие цены. Вряд ли они восстановятся на прежнем уровне. У производителей есть и своя правда. Они могут сказать, что производят продукт из того сырья, которое закуплено по прежним ценам", — добавил он.
Экономист отметил, что компании-производители часто демонстрируют двойные стандарты в отношении цен на нефть. "Когда что-то дешевеет и появляется возможность извлечь дополнительную прибыль, производители молчат и пропускают эти новости, но стоит ценам на сырье пойти вверх, как компании-производители повышают стоимость бензина", — отметил Беляев.
Аналитик компании "Финам" Сергей Дроздов рассказал Инфо24, почему в этой же ситуации в США цены на бензин снижаются. По словам экономиста, в России действует другая система налогообложения, по которой значительную часть цены на топливо составляют акцизы.
"Все дело в схеме налогообложения: там она зависит от цены на нефть, а у нас нет. У нас 65% цены на бензин — это налог. Кроме того, в США есть политический фактор. В Штатах население довольно болезненно реагирует на стоимость галлона", — сказал Дроздов.
По его словам, Россия вряд ли когда-нибудь введет схожее налогообложение и снизит акцизы. В новейшей истории страны, как правило, только повышали налоги.
"Остается радоваться, что [бензин] дороже не будет. Если посмотреть на историю, он всегда растет. При этом существует расхожее мнение, что при дешевой нефти у нас будет дешевый бензин. Потребителю не стоит на это надеяться", — добавил он.
Страны ОПЕК+ на встрече 6 марта не договорились о сокращении добычи нефти. Российская сторона предлагала продлить действовавшие ограничения, а Саудовская Аравия — добавить к ним еще 1,5 млн баррелей в сутки. Такой итог переговоров стал неожиданным для инвесторов и обрушил биржи. В результате нефть опустилась до почти 30 долларов за баррель, а рубль обновил многолетние минимумы.