В 2026 году Москву и Санкт-Петербург соединит ВСМ — высокоскоростная железнодорожная магистраль, поезда по которой пойдут со скоростью от 200 до 400 км/час.
Срок реализации проекта обозначил руководитель центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрий Катцын на состоявшемся 7 октября заседании временной сенатской комиссии по парламентскому контролю за реализацией комплексного плана модернизации и расширения транспортной инфраструктуры до 2024 года.
По словам Катцына, создание ВСМ Москва — Санкт-Петербург рассматривается как составляющая проекта по созданию магистрали между Петербургом и Нижним Новгородом.
Участок между Москвой и Нижним Новгородом должен быть запущен в 2024 году (однако его еще не начали строить). Его стоимость оценивается в 621,5 млрд рублей – по 200 млрд планируется выделить из федерального бюджета и бюджета РЖД.
[XXX_fact fact_title="Для сравнения:"]
Строительство одного километра дороги Москва — Нижний Новгород обойдется примерно в 1,5 млрд рублей ($23 млн)
Французская Train a Grande Vitesse (TGV) стоила $21,5 млн/км
Итальянская магистраль Флоренция — Болонья обошлась в $75,8 млн/км
Строящаяся сейчас в Калифорнии ВСМ будет стоить не менее $39 млн/км
[/XXX_fact]
«Санкт-Петербург — Москва готовы проектировать, плановые сроки запуска линии 2026 год», — уточнил представитель «Российских железных дорог».
При этом заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев ранее оценивал предполагаемые сроки проектирования ВСМ между Москвой и Петербургом в три года, а строительства — в пять лет. Если брать в расчет эту оценку и тот факт, что РЖД пока не приступили к разработке проекта, прогноз Катцына о запуске магистрали к 2026 году представляется весьма оптимистичным.
[XXX_fact fact_title="Дорога в Китай"]
Скоростная железная дорога от Москвы до Нижнего является частью проекта скоростной магистрали от Москвы до Пекина. Возможность ее строительства РЖД обсуждала с китайскими коллегами в 2014 году. Весь проект тогда оценили в 7 трлн рублей. Китай готов был потратить на него сумму, равную 4 трлн рублей.
[/XXX_fact]
ВСМ между двумя столицами будет электрифицированной, с двумя путями, построенной в полном соответствии со специальными мировыми стандартами для движения высокоскоростных поездов (до 400 км/час). Пока на территории РФ нет ни одной такой дороги.
Ранее вице-премьер правительства РФ Максим Акимов, курирующий транспортные вопросы, оценивал стоимость строительства ВСМ между двумя столицами в 1,5 трлн рублей. Он также допускал, что магистраль может пройти через Великий Новгород.
Предполагалось, что первая ВСМ в России свяжет Москву с Казанью. На ее строительство планировали выделить около 1,7 трлн рублей. Но в 2019 году президент РФ Владимир Путин назвал реализацию этого проекта нецелесообразной и поручил приступить к проектированию высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом.
Против проекта ВСМ Москва — Казань последовательно выступало министерство финансов и его глава, первый вице-премьер РФ Антон Силуанов. Он пояснял, что строительство магистрали слишком рискованно для бюджета, а прогнозируемые параметры (пассажиропоток, окупаемость, цена билета) недостаточно хорошо рассчитаны.
Минфин предлагал вместо строительства ВСМ потратить бюджетные средства на региональные аэропорты, морские порты и Севморпуть, а также строительство платной автотрассы Москва — Казань. Именно последний вариант — создание высокоскоростной автомобильной дороги вместо железной — поддержал Путин.