sunny
12°С Москва
BTC 64,170.99
16:02 5 июля 2022
Общество

«Безвольные дети маркетинга»: военный психолог объяснил, почему на Западе участились шутинги

Военный психолог Алексей Захаров объяснил всплеск шутингов на Западе кризисом, безволием и «психологическим заражением»

Массовые расстрелы в общественных местах (шутинги), участившиеся в последнее время на Западе, связаны с «обычным фактором проявления насилия», которое характерно для «людей, у которых не воспитана волевая составляющая». Об этом Инфо24 заявил военный психолог, ветеран боевых действий Алексей Захаров.

По его словам, либеральное общество продвинутого потребления формирует безвольных людей, которыми можно манипулировать, «детей маркетинга», — чтобы они «соответствующим образом реализовывали устремления богатых» к извлечению прибыли. Важную роль в этом процессе играют маркетинговые технологии, направленные на воспитание людей без волевой составляющей и манипулирование ими. Но личности «так или иначе надо самоутверждаться», и при отсутствии воли самоутверждение «не носит созидательного характера» и «связано не с проявлением силы, а с проявлением насилия».

В этом [западном] обществе очень много факторов насилия, потому что люди не обладают волевой составляющей, не могут сознательно себя регулировать: у них отсутствуют факторы сознания, они работают за счет эмоционального проявления. Эмоции — это вещи животные или полуживотные, — пояснил Захаров.

Он считает, что шутинги устраивают люди со слабой волевой составляющей и проблемами личностного развития при отсутствии в обществе инструментов и институтов, которые бы эту составляющую «выстраивали». Западное общество, по словам военного психолога, как раз не регулирует ситуацию в отношениях с такими людьми: у них процветает «человеческий эгоизм, который определяется приоритетом собственной личности».

К сожалению, у нас в стране тоже такие вещи проявляются. Но у нас, слава богу, государство вовремя спохватилось и выстроило систему воспитания человеческой личности и волевой составляющей — ушли от позиции «оказания педагогических услуг» к системе единого процесса воспитания и обучения, — добавил Захаров.

России, как он считает, в этом плане «немножко попроще», чем Западу, поскольку она имеет «достаточно длительный исторический опыт», связанный с тем, что «наша страна воевала всё время», и это способствовало формированию «достаточно серьёзных волевых факторов у населения».

На Западе же, по словам военного психолога, «всё намного сложнее» — и это подтверждается «извращениями, которые закономерно проявляются в гендерной сфере, в сфере гендерного разделения».

Нельзя сказать, что это случайные вещи. Нет, это закономерные проявления либеральной общественной системы, они имеют биологический характер. Мы не должны забывать, что работа в общественной среде, работа в социальных сферах имеет отображение в системе биологии человека. Если мы нарушаем традиционные факторы (а традиции — это успешный опыт развития людей), нарушаем закономерности, то получаем вот такие тяжёлые проявления, — объяснил Алексей Захаров.

По его словам, в России общество «вовремя спохватывается на эту тему» и «здорОво реагирует», а на Западе оно «не в состоянии здраво реагировать» — там начинают «жалеть этих несчастных».

Но они, с одной стороны, несчастны, а с другой стороны — они преступники. И несчастными преступниками сделаны их же обществом. Это закономерные вещи, отсюда вся эта ситуация, которую мы имеем с Западом, — убеждён психолог.

Случаи, когда шутинги происходят буквально один за другим (а за первые четыре дня июля в США произошло 11 массовых расстрелов, включая три случая 4 июля в Ричмонде, Чикаго и Хайленд-Парке), Захаров объясняет «ситуацией психологического заражения» по информационным каналам.

Человек услышал — и решил сделать точно так же. То есть он увидел путь самоутверждения — ему его показали средства массовой информации. Фактор так называемого информационно-психологического заражения не работает с людьми, у которых развито сознание, интеллект, они могут себя регулировать, останавливать. Но у людей слабовольных, у которых плохо работает интеллект, плохо развито сознание, эти вещи происходят эмоционально — то есть на уровне эмоций они делают точно так же, даже не задумываясь об этом, они заражаются, — рассуждает эксперт.

Кроме того, по его словам, такие люди не просто «заражаются от случая к случаю», но и сами ищут проявления насилия — например, информацию о подобных инцидентах в интернете, — «находят и трансформируют в свою жизнь». Поэтому, считает Захаров, и происходят такие «пачки» случаев шутинга, как сейчас.

Ещё одним естественным фактором таких «возгораний» психолог назвал нынешний экономический кризис, создавший у людей ощущение угрозы их жизни.

Кризис там [на Западе] тяжёлый в этом смысле. И с точки зрения действий власти там существует не осмысленный подход, а рефлексия. Политики сами рефлексируют — вместо того, чтобы осознанно понимать последствия своих действий. Такая рефлексия приводит, естественно, к ответной реакции общества и населения. Это надо понимать: общество не способно регулировать население, не может себя правильно выстроить или не имеет условий развития для этого. Всё это в совокупности приводит к таким очень тяжёлым вещам, [как массовые убийства], — подытожил Захаров.

Напомним, 4 июля 22-летний вооружённый датчанин совершил нападение на торговый центр в Копенгагене, застрелив трёх человек, включая 47-летнего проживавшего в Дании россиянина. Ещё три человека находятся в больнице в критическом состоянии.

Сразу несколько инцидентов со стрельбой произошли в начале июля в США. В чикагском Гарфилд-парке поздно вечером 2 июля мужчина открыл огонь по прохожим, ранив четверых, и сразу же скрылся.

Шесть участников парада в честь Дня независимости стали жертвами преступника, который обстрелял праздничную процессию в пригороде Чикаго Хайленд-Парке (штат Иллинойс). Ранения различной степени тяжести получили более 30 человек. На следующий день стрелка задержали, однако о его личности и мотивах ничего не сообщается.

В США существует некоммерческая организация Gun Violence, которая на своём сайте собирает информацию обо всех происходящих в стране случаях массовых нападений на людей. В эту базу данных вносятся инциденты с участием четырёх и более людей, не считая самого нападавшего. По сведениям Gun Violence, стрельба в Хайленд-Парке стала 308-м таким случаем с начала 2022 года, а за несколько дней июля в США произошло уже 11 массовых расстрелов.