sunny
19°С Москва
USD 92.51
EUR 98.91
BTC 63,341.09
20:32 2 августа 2022
Политика

Ереван вывел себя из карабахского уравнения

Ереван заявил, что признаёт территориальную целостность Азербайджана. Означает ли это окончание карабахского конфликта? Эксперты-политологи объяснили, что именно имел в виду Армен Григорян

Армения признает территориальную целостность Азербайджана и не имеет к нему территориальных претензий, заявил в интервью «Арменпрессу» секретарь Совета безопасности республики Армен Григорян. Многие СМИ назвали это заявление «сенсационным», но азербайджанские телеграм-каналы восприняли скептически. Как расценивать слова главы армянского Совбеза и стоит ли относиться к ним всерьез?

Что сказал Григорян

Секретарь Совета безопасности Армении напомнил, что и Ереван, и Баку в 1991 году подписали и затем ратифицировали договор об образовании СНГ, тем самым признав «территориальную целостность и нерушимость границ друг друга». Этот договор, по словам Григоряна, по-прежнему интегрирован в законодательство обеих стран, поэтому для Еревана «карабахская проблема» — не территориальный вопрос, а вопрос «безопасности и прав карабахских армян».

Кроме того, глава Совбеза допустил, что при подписании армяно-азербайджанского мирного соглашения «карабахский вопрос» может быть вынесен «за скобки» — то есть его «окончательное решение» для этого не обязательно.

Также Григорян заверил, что власти Армении нацелены на мирную повестку в отношениях с Азербайджаном. Он упомянул о дорожной карте, предусматривающей уже начатую работу по демаркации границы и укреплению безопасности границы и открытие региональных коммуникаций.

Пашинян фиксирует статус-кво

Интервью Григоряна — не импровизация, а согласованная линия, которую проводит премьер-министр Армении Никол Пашинян: он хочет обозначить, что Карабах «проиграли» его предшественники, а ему остаётся лишь фиксировать статус-кво, сложившийся после второй карабахской войны, и отсутствие территориальных претензий. Об этом Инфо24 заявил директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов.

По его словам, из заявлений Григоряна следует, что Ереван попытается вывести проблему карабахских армян в другой формат.

В данном случае речь идет о подготовке редакции мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном и, видимо, в этом мирном соглашении о прекращении состояния войны так называемый «Нагорный Карабах» будет отсутствовать. Эта проблема выносится на другой уровень, — пояснил эксперт.

При этом, предупредил Тарасов, неизбежно встанет вопрос статуса армянского анклава в азербайджанском Карабахе. До войны непризнанный «Нагорный Карабах» именовался автономией, но после неё Азербайджан заявил о намерении интегрировать армян Карабаха в состав азербайджанского общества и дал понять, что об их особом статусе не может быть и речи.

Какие возможны варианты

Станислав Тарасов видит три возможных сценария развития событий. Первый вариант — если удастся реанимировать Минскую группу ОБСЕ (на которую уже перестали рассчитывать и Баку, и Москва), то «эта территория (проживания армян в Карабахе) может быть наделена особым — возможно, временным, — статусом управления с присутствием миротворцев.

Пока там присутствуют российские миротворцы. Но Минская группа может, что называется, их разбавить другими, — добавил политолог.

Второй — проблема будет решаться исключительно на основе российско-азербайджанской договорённости, потому что юридически Карабах — это территория Азербайджана, и Россия может выступить в роли гаранта безопасности. Ну и наконец, третий вариант — при условии, что его поддержат США и Франция, — пройдет через Совет Безопасности ООН и будет предполагать создание «подмандатной территории типа Сан-Марино».

Как будут дальше развиваться события, сказать пока сложно. Но Ереван вывел себя из этого карабахского уравнения, и это, конечно, сенсационное заявление, — подытожил эксперт.

Мирный выбор очевиден

С тем, что Григорян в своём интервью отразил продуманную позицию, согласованную на высшем уровне, согласен и доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве факультета международных отношений СпбГУ Ниязи Ниязов.

В интервью Инфо24 он напомнил, что после трёхстороннего заявления, которое в ноябре 2020 года подписали президент России Владимир Путин, лидер Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян, карабахский конфликт прекратился — и стороны начали, хотя и не сразу (поскольку для армянской стороны это было очень болезненно), признавать, что этот конфликт в прошлом, и искать пути к взаимодействию.

Всем очевидно, что дальнейшая изоляция Армении от тех проектов, которые там (в регионе. — Инфо24) реализовываются, отбрасывает её назад. В современных геополитических реалиях большое значение приобрел Зангезурский коридор, который будет реализовываться в рамках формата «3+3» (Россия, Турция, Иран, Азербайджан, Армения и Грузия), — отметил Ниязов.

По его словам, Ереван оказался перед выбором из двух вариантов: «Ещё одна война, в которой шансов на победу у Армении нет», «Мирный путь развития, налаживания добрососедских отношений и использования возможности взаимодействия стран в формате „3+3“, чтобы поднять собственную экономику».

Эксперт убеждён, что для Еревана мирный выбор очевиден, и на него настраиваются жители страны — пусть пока и «не все поголовно».

В Армении всё больше людей понимают, что этому пути альтернативы нет. В общем и целом очевидно, что общественная поддержка на стороне Пашиняна. Большинство населения Армении понимает, что вечная вражда со своими соседями, вечная геополитическая и экономическая изоляция не позволят их стране идти вперёд, — уверен Ниязов.

По его словам, мирному пути, которым следует Пашинян, противостоит «оппозиция — в первую очередь представители так называемого бывшего карабахского клана», которые «всячески пытаются тормозить этот процесс, потому что именно на волне карабахского противостояния в своё время пришли к власти — и сейчас хотели бы эту карту разыграть».

Армяне в Карабахе

В мирном соглашении между Арменией и Азербайджаном (равно как и вне этого документа) вряд ли будет отдельно оговариваться статус проживающих в Карабахе армян, считает Ниязов.

Азербайджан — это многонациональное государство. На его территории компактно проживает огромное количество этносов, и ни один из них не обладает никаким отдельным статусом. Армяне будут находиться в точно таких же правовых условиях, как и все остальные граждане, которые компактно проживают на территории Азербайджана. Это огромное количество народов, от русских молокан до талышей и горских евреев, — напомнил эксперт.

По его прогнозу, для Баку и Еревана «вопрос будет решаться в первую очередь через взаимное признание территориальной целостности друг друга, отказа от территориальных претензий друг к другу».

Какой бы оттенок карабахскому конфликту ни придавали различного рода эксперты и политики, исходя из своих интересов, карабахский конфликт с самого начала был территориальным, потому что это территориальные претензии одной страны (в данном случае Армении) к Азербайджану, — считает Ниязов.

Он напомнил о четырёх резолюциях ООН, в которых содержались требования о выводе армянских войск из Карабаха — и которые так и не были выполнены.

Отказ от «Миацума»

Заявления Григоряна об отсутствии у Армении территориальных претензий свидетельствуют о том, что сейчас готовится «немножечко болезненное для армянского общества или его части» решение — отказаться от идеи «Миацума» («воссоединения»), с которой республика вступала в независимость. В последние годы существования СССР идея объединения Армении и территорий, на которых компактно проживали армяне, была очень важна для армянского общества, напомнил Ниязи Ниязов.

Сегодня, спустя 30 с лишним лет, становится очевидным, что та идея была тупиковой, она ни к чему хорошему не привела. Для Армении это всё обернулось большими потерями (и для Азербайджана тоже — и человеческими, и материальными). Те территории, контроль над которыми восстановил Азербайджан, находятся в разрушенном состоянии. В буквальном смысле города и сёла снесены до основания, там приходится всё с нуля строить, — отметил эксперт.

Ниязов убеждён, что единственным вариантом развития событий является взаимное признание территориальной целостности. Если Армения от этого откажется, как недавно предупредил президент Азербайджана Ильхам Алиев, не будет и ответного признания — а значит, конфликт начнёт переходить в другую стадию.

Такое противостояние для Армении будет иметь очень негативные последствия. Я думаю, армянское руководство прекрасно это осознаёт, несмотря на все заявления, которые делает, и стороны будут стремиться к заключению мирного соглашения, — выразил уверенность политолог.

По его словам, необходимо учитывать и прямую заинтересованность России в ускорении мирного процесса, поскольку она — в условиях действия западных санкциях — нуждается в Зангезурском коридоре, который откроет для неё альтернативную логистическую цепочку в маршрутах импорта и экспорта товаров.

Чтобы Зангезурский коридор заработал, надо, чтобы между Арменией и Азербайджаном был устойчивый мир. Поэтому, я думаю, перспективы очень хорошие. Есть шанс на то, что стороны придут к следующему этапу в своем развитии — к этапу сотрудничества и взаимодействия. Но вы сами понимаете, что в политике всё полностью предугадать невозможно, — подытожил Ниязи Ниязов.

Ближайшие шаги

Сейчас Баку и Ереван продолжают подготовку к демаркации и делимитации госграницы. В августе, как сообщалось ранее, в Москве должна состояться очередная встреча рабочих групп по этому вопросу. В конце июня, посещая Баку с официальным визитом, глава МИД РФ Сергей Лавров подчёркивал, что обе стороны расценивают вопрос делимитации как стратегически важный и настроены на проведение этой работы.