Краснодарскую оппозиционерку задержали за выращивание марихуаны. "Открытая Россия" отказалась ее поддерживать
Краснодарскую оппозиционерку задержали за выращивание марихуаны. "Открытая Россия" отказалась ее поддерживать
Полицейские в Краснодаре задержали бывшую активистку движения "Открытая Россия" Марину Запрудину. Ей вменяют незаконный оборот наркотиков и культивирование марихуаны.
Марину Запрудину вместе с мужем Леонидом 18 апреля вызвали в отдел полиции. Там активистке сообщили, что она подозревается в незаконном обороте наркотиков (часть 1 статья 228 УК РФ). По уголовному делу ее отпустили под подписку о невыезде.
Когда Марина Запрудина уже вышла из кабинета, полицейские вернули ее и составили без присутствия адвоката административный протокол о незаконном культивировании наркосодержащих растений (статья 10.5.1 КоАП). На ночь ее оставили в отделении полиции, а утром увезли в суд.
Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, активистка «без цели сбыта» хранила 0,98 грамм мефедрона. Сама Запрудина не отрицает хранение наркотических веществ и давала объяснения по этому поводу.
Функционеры "Открытой России" отказались поддерживать Запрудиных, так как считает их бывшими активистами, отметил адвокат Михаил Беньяш на своей странице в Facebook.
https://www.facebook.com/mbenyash/posts/2268481603479421
Уголовное дело против Запрудиной возбудили после обысков по делу бывшего координатора кубанского отделения "Открытой России" Яны Антоновой. Обыски прошли 9 апреля у самой Антоновой, нескольких активистов и в офисе «Экологической вахты по Северному Кавказу», где находились сторонники движения. Антонову задержали, но позже вечером отпустили.
Подробности обыска в квартире Запрудиных обнародовало РИА ФАН, связанное с бизнесменом Евгением Пригожиным. В публикации утверждается, что Запрудин был "правой рукой" Антоновой, а в их с женой квартире оперативники обнаружили плантацию конопли и коллекцию секс-игрушек.
Дело о «нежелательной организации»
Первое в истории России уголовное дело об участии в нежелательной организации возбудили в начале 2019 года против члена федерального совета «Открытой России» и бывшей участницей общественно-политического движения «Солидарность» Анастасии Шевченко. Она регулярно принимала участие в протестных акциях.
В середине января по делу Шевченко у восьми активистов движения в Ростове-на-Дону, Казани и Ульяновске прошли обыски. Все они являются свидетелями.
Сейчас Шевченко находится под домашним арестом. Она пыталась обжаловать эту меру пресечения, но суд отказал ей в этом.
Во время пребывания под домашним арестом Шевченко потеряла дочь, которая скончалась в реанимации из-за обструктивного бронхита.
В конце января года члены СПЧ попросили прокуратуру проверить законность возбуждения дело в отношении Шевченко, а Федеральное Собрание РФ призвали рассмотреть вопрос о декриминализации статьи 284.1 УК («Осуществление деятельности нежелательной организации»).
Международная организация Amnesty International 25 января признала Шевченко узницей совести.
Обычно участие в деятельности «нежелательной организации» квалифицируется как административное нарушение, однако ранее на Шевченко уже было заведено два административных дела, поэтому это нарушение квалифицировали как уголовное преступление.
Понятие «нежелательная организация» появилось в России в 2015 году после того, как приняли соответствующий закон. Под ним подразумевается иностранная или международная организация, деятельность которой может представлять угрозу РФ.
Если организацию вносят в список нежелательных, ее счета замораживают, а дочерние отделения закрывают. Таким организациям запрещают проводить публичные мероприятия, а также хранить и распространять свои материалы. При нарушении этих требований организацию могут оштрафовать, а ее сотрудникам — запретить въезжать в Россию.
В конце апреля 2017 года Генпрокуратура признала нежелательными зарубежные организации OR (Otkrytaya Rossia), Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия») в Великобритании, а также Institute of Modern Russia, Inc («Институт современной России») в США.
Тогда Минюст заявил, что в России нет филиалов этих организаций. Тем не менее активистов «Открытой России», не имеющей официального статуса, обвиняют в работе на британскую организацию.
В конце марта на конференции в Риге общественное движение «Открытая Россия» объявило о своей ликвидации, чтобы уберечь активистов от уголовного преследования.