Юристы правозащитного фонда "Общественный вердикт" передали "Новой газете" три новые видеозаписи с пытками в ярославской колонии. Они предполагают, что по крайней мере одна из них имеется в распоряжении правоохранительных органов.
Видео посвящены избиению двух разных заключенных. На двух первых коротких отрывках ("Новая газета" публикует один из них) в кадре -- заключенный Павел У. Он вышел на свободу в августе 2017 года и рассказал фонду «Общественный вердикт» о пытках.
Первое видео
На видео, записанном на видеорегистратор, в кадре появляется сильно избитый заключенный. Его заставляют курить и спрашивают:
"Под крышей работать будешь? Лучше здесь уж полгода досидишь и выйдешь. Нас здесь сорок, а ты один".
https://www.youtube.com/watch?time_continue=64&v=jzON6_FcjmM
Заключенный объяснил, что на видео изображен момент после избиения. В феврале 2017 года после конфликта с сотрудником колонии Павла У. отправили на семь суток в ШИЗО. В день окончания наказания в камеру пришли надзиратели и отвели его в класс воспитательной работы, где ранее также пытали заключенного Евгения Макарова. В это время в комнате начали собираться сотрудники с орудиями пыток. По словам заключенного, у них было несколько дубинок, киянка и плоский кусок фанеры.
Надзиратели включили музыку, связали заключенного и засунули ему в рот вафельное полотенце, после чего начали избивать.
"Мне голову держали. Потом киянкой стали по жопе бить, по ягодицам, и фанерной доской били, и по пяткам били резиновой палкой", -- рассказал Павел У.
После этого, по его словам, в класс привели заключенного Николая Х., который считался на зоне "пинчем" или "обиженным".
Оперативный сотрудник Круглов сказал Павлу: «Я тебя сейчас в пинчи загонять буду».
"Пинчами" или "обиженными" в колониях называют заключенных, переживших гомосексуальный контакт с сокамерниками. После этого такие люди становятся изгоями: едят из посуды, помеченной специальными знаками, им вменяется в обязанности грязная работа (например, уборка туалетов). Любой контакт с таким заключенным (пожать руку, есть из его посуды, докурить сигарету, прикуренную "пинчем") заразен -- после этого заключенный сам становится пинчем.
Этим объясняется, зачем надзиратели заставляли Павла У. курить --- это была сигарета, раскуренная "пинчем". Таким образом заключенного "опустили".
После избиения Павел У. провел 13 суток в штрафном изоляторе, где «блевал и ссался кровью", но тюремный врач Юлия Михайловна ничем не смогла ему помочь, посоветовав лишь "сделать улыбку попроще". На оставшиеся полгода Павел, в связи с изменением статуса в тюремной иерархии, отправился на черновые работы.
Вспоминая избивавших его надзирателей Павел У. назвал сотрудникам фонда «Общественный вердикт» несколько имен и прозвищ. По информации юристов, из шести упомянутых лиц на данный момент арестован только один --- Руслан Цветков, хотя именно это видео, по их мнению, есть в материалах следствия.
Второе видео
На второй записи, сделанной в 2016 году на видеорегистратор сотрудника администрации Владимира Костюка, изображен, по словам юристов "рядовой случай".
Во время утреннего построения заключенных надзиратель обнаружил, что не все еще в строю. Пройдясь по жилым помещениям, он обнаруживает оставшегося внутри заключенного и начинает его избивать.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=HYeC6pJC3Sw
Как рассказал "Общественному вердикту" сам избитый заключенный Павел Соколов после своего освобождения, Костюк повалил его на пол и заламывал ему руки.
Соколова наказали несмотря на то, что покидать последним жилые помещения было его обязанностью – он должен был проверять, все ли вышли на построение.
"Позже Владимир Костюк был уволен из колонии. Несмотря на это, в видео, опубликованном на нашем сайте, мы усматриваем все основания для возбуждения против него уголовного дела", -- пишет "Новая газета".
Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-бюро УФСИН по Ярославской области, оба опубликованных "Новой газетой" видеоролика уже переданы в Следственный комитет.
В ведомстве отметили, что сотрудники отдела собственной безопасности обнаружили видео еще 16 февраля 2019 года и сразу отправили их "в следственные органы для дачи правовой оценки и принятия процессуального решения".