Пять стран договорились о преследовании виновников гибели MH17

Меморандум о создании механизма финансовой поддержки преследования лиц, виновных в гибели пассажирского лайнера Boeing 777 рейса MH17, был подписан представителями Австралии, Нидерландов, Бельгии, Малайзии и Украины.

Текст документа опубликован на официальном сайте правительства Нидерландов.

В меморандуме говорится о планируемом создании Комитета финансового надзора, который будет контролировать сбор и расходование средств на привлечение к ответственности виновников крушения MH17.

В состав этого органа войдут:

  • представители всех пяти стран, вовлеченных в соглашение,
  • представители любого другого государства, граждане которого (хотя бы один человек) находились на борту Boeing 777 «Малазийских авиалиний» и погибли.

Председатель комитета и его заместитель будут избираться на двухлетний срок. Решения комитета должны приниматься на основе консенсуса между представителями всех стран-участниц.

Сам меморандум действует пять лет, но может быть продлен еще на два года по соглашению сторон. Выход кого-то из участников не влечет за собой прекращение действия документа.

В меморандуме говорится, что участники соглашения обязались совместно финансировать научные и иные исследования, связанные с гибелью самолета и обвинением подозреваемых в причастности к авиакатастрофе. Предполагается, что средства, контролируемые Комитетом финансового надзора, также пойдут на повышение доступности судопроизводства для родственников всех погибших пассажиров и членов экипажа.

Правительство Нидерландов взяло на себя оплату:

  • работы прокуроров и судей,
  • защиты свидетелей.

Комитет по финансовому надзору, создание которого предусмотрено меморандумом, не будет контролировать средства, выделяемые Нидерландами.

В ближайшее время власти Нидерландов заключат с каждой из стран, чьи представители подписали меморандум, дополнительное соглашение, определяющее размеры взносов и порядок их внесения.

Крушение малазийского «Боинга»:
  • Boeing MH17 авиакомпании Malaysia Airlines, который летел из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в небе над Донбассом.
  • В авиакатастрофе погибли все 298 человек, которые были на борту.
  • Международная комиссия два года расследовала трагедию и в итоге пришла к выводу, что лайнер сбили ракетой из зенитной системы «Бук».
  • Сообщалось, что ракету привезли из России на украинскую территорию, контролируемую пророссийскими сепаратистами. После залпа «Бук» якобы увезли обратно.
  • Власти России считают, что за крушение самолета ответственность несет Украина. Производитель «Буков» утверждает, что самолет сбили ракетой, запущенной с территории, которая находилась под контролем украинцев.
  • Объединенная следственная группа выпустила новый отчет о крушении «Боинга» под Донецком. Следователи заявили, что лайнер был сбит «Буком», принадлежащим российской 53-й зенитной ракетной бригаде ПВО из Курска.
  • Минобороны РФ заверило, что ракета не могла стоять на вооружении российской армии: «Нанесенный на двигатель ракеты серийный номер однозначно указывает, что данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе».
  • Летом 2018 года Нидерланды и Украина заключили соглашение о сотрудничестве в расследовании и судебном преследовании причастных к крушению Boeing. Украинский президент Петр Порошенко подписал соответствующий закон.
  • В ноябре 2018 года родственники жертв авиакатастрофы подали против России иск в ЕСПЧ. Они обвиняют Москву в гибели самолета и препятствовании расследованию.