Ровно год назад, 10 ноября 2020-го, вступило в силу трёхстороннее заявление о прекращении огня в Карабахе, подписанное президентом РФ Владимиром Путиным, азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. С тех пор зафиксированные в этом заявлении договорённости, как подчеркнул накануне представитель Кремля Дмитрий Песков, «в целом выполняются» — и это «трудно переоценить».
С этим мнением согласны и опрошенные Инфо24 эксперты: главное — что в регионе после трёх десятилетий, в течение которых продолжался карабахский конфликт, наконец-то воцарился мир и началось восстановление.
Гендиректор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин считает окончание карабахской войны главным итогом трёхсторонних договорённостей и всего прошедшего года в целом — но при этом отмечает, что «условия для повторения эскалации вооруженного конфликта тоже существуют».
Россия, с его точки зрения, доказала свою способность «гасить вооруженные конфликты при, пожалуй, любых условиях, даже самых экстремальных» — а армяно-азербайджанский конфликт в этом плане крайне сложный.
Он, по словам Мухина, «имеет давние корни, достаточно глубокий, разветвлённый, как метастазы раковые», а его участники «иногда приходили в исступлённое состояние» — но Россия «показала, что может вывести их из такого состояния, а это, на самом деле, уже самоценно».
— Самый главный вывод — войны нет. Это самое главное — что нет войны, что удалось остановить военные действия, остановить жертвы с обеих сторон. Также удалось стабилизировать ситуацию и, в целом, это можно расценивать позитивно, потому что, если бы продолжалась война, были бы ещё огромные потери, — подвёл итоги прошедшего года российский политолог Владимир Рыжков.
Для Москвы, по его мнению, всё выглядит слегка неоднозначно: с одной стороны, именно она выступила ключевым посредником в переговорах, завершившихся остановкой боевых действий, и тем самым подтвердила свой особо важный статус в регионе, а с другой — «Турция тоже вошла в этот регион, получила определенные позиции по мониторингу, наблюдению и так далее», не предпринимая таких активных посреднических усилий. Но в любом случае, подчеркнул Рыжков, на Южном Кавказе «Россия сохраняет роль ключевого игрока, несмотря на все нюансы, с этим связанные».
«Закончилась война — это главное», — соглашается с Рыжковым политолог, гендиректор Института политических исследований Сергей Марков. По его словам, трёхстороннее заявление о прекращении огня «неожиданно для всех оказалось значительно шире», поскольку в него «включены ещё далеко идущие перспективные проекты — например, разблокирование транспортных коммуникаций».
— Это важнейшее решение, которое должно создать основу для будущего экономического развития Южного Кавказа, — считает эксперт.
Меньше всего выгоды в сложившейся ситуации, с его точки зрения, извлекает Иран, который раньше служил для Армении важным транспортным звеном, а теперь «транспортная коммуникация будет проложена вне его». Не выиграли от перемирия в Карабахе и США с Евросоюзом, политический рейтинг которых, по оценке Маркова, «существенно уменьшится».
Россия же, напротив, «очень сильно увеличила свой геополитический рейтинг и на Южном Кавказе, и в мире в целом, поскольку доказала, что является эффективным миротворцем, способным разрешать такие сложные проблемы как помощь странам и прекращение боевых действий», подчеркнул политолог.
— Азербайджан дополнительно получил к 40% территории, которую завоевал в ходе боевых действий, ещё 30% территории по этим договоренностям. Выиграла также Армения, поскольку несколько тысяч солдат, которые попали в окружение после захвата азербайджанской армией Шуши, оказались спасены. Тысячи семей не потеряли своих детей, отцов, братьев, — напомнил Марков.
Армении, по его мнению, надо преодолеть шок, который она испытала год назад из-за того, что «оказалась намного слабее, чем была раньше или чем ей казалось», и перестать обращать своё недовольство по этому поводу в сторону России, «поскольку это сублимация тех или иных чувств».
Констатировав завершение карабахского конфликта, надо добиваться полного соблюдения трёхсторонних договорённостей, подчеркивает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В интервью Инфо24 он напомнил, что российские миротворцы эффективно выполняют свою миссию, получая высокие оценки от Баку и Еревана, а российско-турецкий мониторинговый центр в Агдаме успешно следит за соблюдением режима прекращения огня — «но все остальные пункты пока не выполнены».
Главным дестабилизирующим фактором в Карабахе эксперт считает армянские незаконные вооружённые формирования, которые «являются источником социальных рисков, угроз и провокаций и, в том числе, в перспективе — возможных масштабных провокаций».
По словам Коротченко, вывод вооружённых армян с территорий, контролируемых российскими миротворцами, — «это главный пункт, и он не выполнен, что вызывает большую тревогу».
Ещё одним тревожным фактором эксперт считает отсутствие подвижек в процессе разблокировки транспортных коммуникаций, который стопорится из-за противодействия армянской стороны. В других вопросах, где также нет прогресса, эксперт тоже видит ответственность Армении.
— Процесс демаркации и делимитации границ так и не начался — по причине нежелания Еревана обеспечить конструктивный подход в этом вопросе. Карта минных полей по-прежнему в значительной части не передана армянской стороной, а это важнейший гуманитарный аспект всей ситуации, — напомнил Коротченко.
На Армению эксперт возложил и ответственность за то, что к годовщине подписания трёхстороннего заявления о прекращении огня не состоялась встреча Путина с Алиевым и Пашиняном.
— Насколько мы можем судить, армянская сторона сорвала проведение данного мероприятия, потому что фактически на нем Армению опять бы спрашивали: почему вы не делаете то, что зафиксировано в трехстороннем заявлении, а также в январских договоренностях 2021 года? Пашиняну на это ответить нечего, потому, я думаю, под надуманным предлогом он уклонился от проведения саммита, — считает главред «Национальной обороны».
По оценке Коротченко, не готов Ереван и к подписанию мирного договора с Азербайджаном, который необходим для дальнейшего мирного развития региона, — со взаимным признанием территориальной целостности обеих стран.
Напомним, в начале ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев высказал аналогичный упрёк в адрес Еревана, подчеркнув, что мирный договор — неизбежный шаг, с которым армянская сторона должна смириться, если заинтересована в налаживании конструктивных отношений с соседними странами, открытии новых торговых путей и т.п. МИД Азербайджана неоднократно призывал Армению признать территориальную целостность друг друга и приступить к демаркации и делимитации границ — с последующим выходом на подписание мирного договора, призванного гарантировать стабильность в регионе на последующие десятилетия.
Ереван же, напомним, с некоторых пор начал выдвигать дополнительные условия продолжения мирного процесса, не предусмотренные трёхсторонними договорённостями от ноября 2020 года и января 2021 года. В частности, глава МИД Армении Арарат Мирзоян в конце августа объявил, что подготовка к подписанию мирного договора с Азербайджаном возможна только в сопряжении с обсуждением вопроса о статусе «Нагорного Карабаха». Впоследствии официальный статус этой позиции подтвердил председатель армянского правительства Никол Пашинян.
Игорь Коротченко отметил, что при всём этом Азербайджан не стал в ответ симметрично демонстрировать нежелание действовать и пытаться выдвигать какие-то новые условия — а приступил к реализации масштабных практических проектов на возвращённых ему территориях.
— Первыми такими флагманскими проектами являются Физулинский международный аэропорт, оборудованный по высшим стандартам безопасности современных требований, и дорога в Физули — проект, выполненный по новейшим современным технологиям дорожного строительства. Это наглядно показывает ту скорость и то качество, с которыми Азербайджан реализует масштабные и важные проекты, — считает Коротченко.
Баку широко использует для восстановления и развития Карабаха налаженные связи с другими странами — в частности, привлекает зарубежных инвесторов и турецкие строительные компании. Благодаря такому оптимизированному подходу удалось менее чем за год построить и ввести в эксплуатацию международный аэропорт Физули, который президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал воздушными воротами Карабаха.
Вместе с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом азербайджанский лидер недавно запустил в Карабахе строительство «умного» агропарка Dost Agropark и заложил фундамент будущего Зангезурского коридора, который соединит Азербайджан с Нахичеванской автономией, отделённой от него армянскими землями.
Для скорейшего восстановления города Шуша — «короны Карабаха», — инфраструктура и культурные памятники которого были разрушены в результате актов вандализма, Алиев присвоил ему статус государственного заповедника и объявил культурной столицей республики. Минувшим летом этот населённый пункт, где активно ведутся строительные работы, посетили его бывшие жители, которые вскоре смогут вернуться в свои дома после 30-летнего вынужденного отсутствия.