КС Ингушетии признал незаконным соглашение об обмене землями с Чечней
КС Ингушетии признал незаконным соглашение об обмене землями с Чечней
Конституционный суд (КС) Ингушетии признал закон об обмене землями с Чечней не соответствующим конституции республики. Об этом говорится в сообщении на сайте КС.
"Признать Закон Республики Ингушетия от 4 октября 2018 года №42-РЗ «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, ее статьям 4, 11, 103 (часть 2) и 111, а также по порядку принятия", - говорится в заявлении суда.
Суд отметил, что соглашение, заключенное 26 сентября между двумя республиками, «не порождает правовых последствий для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в Республике Ингушетия». Решение об установлении границы требует утверждения на референдуме.
Парламент Ингушетии в ближайшие дни соберется для отмены закона о границе с Чечней. По словам депутата Закрия Мамилова, признание закона неконституционным автоматически влечет за собой его отмену.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что КС не может отменить соглашение о границе с Чечней.
"Поступила информация, что Конституционный суд региона принял решение об отмене закона об утверждении соглашения об установлении границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия. Нужно понимать, что сегодняшнее решение не отменяет соглашение, оно вступило в законную силу", - сказал он.
Евкуров добавил, что договоры между двумя субъектами РФ должен проверять на соответствие Конституции "только и исключительно Конституционный суд" России.
Ранее сообщалось, что Конституционный суд Ингушетии отказался прекращать рассмотрение жалобы о соглашении с Чечней, несмотря на то, что для этого не хватает подписей местных депутатов.
Протесты против обмена территориями
Граница между регионами не была четко установлена с 1991 года, когда распалась Чечено-Ингушская АССР. В результате на территории республик образовались своеобразные клинья из принадлежащих соседям территорий.
В сентябре в Ингушетии начали появляться слухи о том, что власти республики тайно передадут Чечне 17 тысяч гектаров Сунженского района.
Слухи спровоцировал ремонт участка трассы на территории села Аршты Сунженского района Ингушетии, который делали чеченские коммунальщики. Они работали под охраной силовиков, которые даже якобы установили на «новой границе» блокпост.
Тогда ингушские власти утверждали, что чеченские дорожники вторглись на ее территорию. В свою очередь в Грозном заявили, что рабочие строят дорогу на территории Чечни.
26 сентября главы Чечни и Ингушетии подписали в Магасе соглашение об установлении административной границы между двумя республиками.
4 октября парламенты обеих республик ратифицировали соглашение о границе, однако затем более десяти ингушских депутатов заявили о фальсификации голосования.
До голосования депутатов Конституционный суд Ингушетии потребовал, чтобы решение об обмене территориями было принято на общереспубликанском референдуме. Председатель суда Аюп Гагиев заявил, что депутаты Народного собрания республики не имеют права рассматривать соглашение об установлении границы с Чечней.
Власти утверждают, что регионы провели равноценный по площади обмен территориями Надтеречного района Чечни и Сунженского района Ингушетии. Однако никакой карты, где были бы обозначены эти участки, так никому и не показали. Неизвестна также и площадь этих территорий.
Евкуров рассказал РБК, что соглашение с Кадыровым он подписал «стихийно», а рассказывать о нем местным жителям «не было необходимости».
После подписания соглашения в Ингушетии начались масштабные акции протеста. Власти перекрыли дорогу в Магас, стянули в город дополнительные силы Росгвардии. Сообщалось, что в тот день в столице отключили интернет.
Глава региона Юнус-Бек Евкуров пообещал не разгонять митинги. Срок санкционированного митинга истекал 17 октября, власти региона согласовали новую акцию, которая пройдет на той же площадке с 31 октября по 2 ноября.
В Чечне против новой границы с соседним регионом никто не протестовал.
10 октября парламент Ингушетии вынес на голосование вопрос о признании недействительным решения Народного Собрания от 4 октября, однако заседание не состоялось из-за отсутствия кворума.