ЕСПЧ принял жалобы против России от родственников жертв крушения Boeing на Украине

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобы 380 родственников погибших при крушении Boeing MH17 над Украиной. Они требуют признать Россию ответственной за падение самолета, а также нарушения властями РФ пяти статей Конвенции по правам человека.

Жалобы подали граждане Австралии, Бельгии, Канады, Германии, Гонконга, Индонезии, Израиля, Малайзии, Нидерландов, Новой Зеландии, Филиппин, Великобритании, США и Вьетнама. ЕСПЧ объединила их в два дела.

Истцы заявляют, что Россия не провела должного расследования причин катастрофы и не привлекла виновных к ответственности, а также не сотрудничала с расследованиями Совета по безопасности Нидерландов и Объединенной следственной группы полицейских и прокуроров.

Родственники жертв катастрофы просят признать Россию виновной по статьям о нарушении права на жизнь, запрете на бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, праве на справедливое судебное разбирательство, праве на уважение частной и семейной жизни, а также о праве на эффективное средство правовой защиты.

Они отмечают, что российские военные несут ответственность либо за запуск сбившей самолет ракеты, либо за то, что не помешали ее запуску. По словам заявителей, в 2014 году Россия «поставляла военную технику и личный состав» донбасским сепаратистам, которые «либо находились под контролем властей РФ, либо тесно сотрудничали с ними».

ЕСПЧ направил сторонам жалобы семь вопросов, которые должны ограничить предмет разбирательства. Сначала на них должно ответить правительство РФ примерно в течение четырех месяцев, а затем — сами заявители.

Российским властям нужно высказать мнение по поводу того, можно ли считать заявителей жертвами нарушений Конвенции. Также они должны ответить на вопрос о том, подпадают ли указанные нарушения под юрисдикцию РФ. ЕСПЧ задал России также ряд вопросов по поводу военного присутствия на Украине в 2014 году: в частности, контролировали ли российские военные сепаратистов, поставляли ли им технику, были ли агенты РФ прямо или косвенно вовлечены в действия, которые привели к крушению Boeing.

В Минюсте РФ заявили, что не могут комментировать дела на стадии коммуникации.

По словам руководителя международной практики правозащитной группы «Агора» Кирилла Коротеева, непонятно, как ЕСПЧ будет принимать решение при отсутствии российского расследования, если основные доказательства (в том числе зенитно-ракетные установки «Бук», из которых могли сбить авиалайнер) могут находиться на территории РФ.

Крушение Boeing на Украине
  • Boeing MH17 авиакомпании Malaysia Airlines, который летел из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. В авиакатастрофе погибли все 298 человек, которые были на борту.
  • Международная комиссия два года расследовала трагедию и в итоге пришла к выводу, что лайнер сбили ракетой из зенитной системы «Бук». Сообщалось, что ракету привезли из России на украинскую территорию, контролируемую пророссийскими сепаратистами. После залпа «Бук» якобы увезли обратно.
  • Власти России считают, что за крушение самолета ответственность несет Украина. Производитель «Буков» утверждает, что самолет сбили ракетой, запущенной с территории, которая находилась под контролем украинцев.
  • Объединенная следственная группа выпустила новый отчет о крушении под Донецком. Следователи заявили, что лайнер был сбит «Буком», принадлежащим российской 53-й зенитной ракетной бригаде ПВО из Курска.
  • Минобороны РФ заверило, что ракета не могла стоять на вооружении российской армии: «Нанесенный на двигатель ракеты серийный номер однозначно указывает, что данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе».
  • Летом 2018 года Нидерланды и Украина заключили соглашение о сотрудничестве в расследовании и судебном преследовании причастных к крушению Boeing. Украинский президент Петр Порошенко подписал соответствующий закон.
  • В ноябре 2018 года родственники жертв авиакатастрофы подали против России иск в ЕСПЧ. Они обвиняют Москву в гибели самолета и препятствовании расследованию.
  • В январе 2019 года Австралия, Нидерланды, Бельгия, Малайзия и Украина подписали меморандум о создании преследовании лиц, виновных в гибели пассажирского рейса MH17.
  • В феврале МВД Украины объявило в розыск Олега Иванникова — «офицера ГРУ», фигуранта расследования Bellingcat, который, как утверждали журналисты, летом 2014 года обсуждал доставку ЗРК «Бук» в Донецкую область.