sunny
13°С Москва
USD 93.25
EUR 99.36
BTC 66,850.38
21:11 1 июня 2021
Политика

"Дорогой Никол": президент Франции оказал Пашиняну риторическую поддержку

"Дорогой Никол": президент Франции оказал Пашиняну риторическую поддержку

Президент Франции Эммануэль Макрон, который за последнее время не раз высоко оценивал эффект трехстороннего соглашения по Нагорному Карабаху и отмечал прогресс в сфере мирного урегулирования ситуации в регионе, обсудил карабахский вопрос с и.о. премьер-министра Армении Николом Пашиняном.

В ходе визита Пашиняна в Париж французский лидер назвал его "дорогим", напомнил об их некой плодотворной совместной работе в последние годы и заявил, что нынешняя встреча проходит в "важный для Армении момент", когда республика "столкнулась с серьезным кризисом, представляющим угрозу ее безопасности".

Разумеется, Макрон имел в виду ситуацию в Нагорном Карабахе, где Армения в прошлом году вынуждена была освободить оккупированные азербайджанские земли. Президент Франции отметил, что с момента подписания соглашения о прекращении огня минуло уже полгода, и этот мирный режим "в целом соблюдается", но "еще многое предстоит сделать", поэтому Париж готов "продолжить оказывать" местному населению поддержку (имея в виду, разумеется, армян, а не проживающих в Карабахе азербайджанцев).

Макрон риторически призвал освободить всех военнопленных и задержанных, обращаясь при этом куда-то в пространство и делая вид, что с Пашиняна в этом плане спроса как будто бы нет. В том же духе президент Франции потребовал "обеспечить доступ к международным гуманитарным организациям" и позаботиться о сохранении культурного наследия -- "будь то христианского или мусульманского".

Это действительно очень актуальный вопрос в карабахском контексте. Напомним, единственный православный храм РПЦ в Нагорном Карабахе был разрушен армянами, а в городе Шуша, который находился во власти армянских оккупантов на протяжении 28 лет, уничтожены или приведены в упадок практически все культурные ценности. "В период оккупации враг уничтожил наши религиозные памятники на освобожденных землях, разрушил или же привел в непригодное состояние 67 мечетей", -- говорил, посещая город, президент Азербайджана Ильхам Алиев. Побывав в освобожденном Агдаме, он отметил, что армяне еще в 1990-х годах приложили все усилия, чтобы сделать его непригодным для проживания, а в мечети держали коров и свиней. В Джебраиле было разорено средневековое кладбище, могилы разрыли экскаватором, оставив кости и черепа валяться в пыли.

Нанесенный оккупантами ущерб культурным и религиозным ценностям в Нагорном Карабахе оказался настолько серьезным, что Алиев решил обратиться в международные суды с иском о требовании компенсации с Еревана. Для подготовки этих исков Баку привлек компетентных иностранных экспертов.

Акты вандализма регулярно совершаются и в самом Ереване: только за последнее время был осквернен памятник жертвам Холокоста, облит краской мемориал армяно-изральской дружбы, сначала забросан яйцами, а потом подожжен памятник Махатме Ганди. Как нетрудно заметить, армянские вандалы обращают свой "гнев" не только против Азербайджана -- им, похоже, нет принципиальной разницы, что осквернять.

Поэтому Макрон, говоря о сохранении памятников культуры и религиозных объектов вне зависимости от религии, мог бы адресовать свои призывы непосредственно Пашиняну. Точно так же ему следовало бы поступить и с другой темой -- о "проблемах" с разминированием карабахских территорий. Мало того что армянские военные закладывали мины на покидаемых ими землях уже во время действия мирного соглашения -- так они еще и устроили волокиту с передачей карт минных полей азербайджанской стороне, которая вынуждена проводить разминирование вслепую и подвергать угрозе жизни людей. Рискуют собой и российские миротворцы, тоже занимающиеся разминированием карабахских территорий без карт минных полей. Там уже был прецедент с ранением российского военнослужащего и гибелью его азербайджанского коллеги. Этот вопрос поднимал даже глава МИД РФ Сергей Лавров, публично выражая надежду на то, что Ереван перестанет саботировать реализацию договора, который сам же подписал.

Вместо того чтобы в интересах мирного процесса указать Пашиняну на необходимость реализации пунктов соглашения и следования элементарным принципам гуманности, Макрон заговорил о неких "столкновениях" на армяно-азербайджанской границе -- которых, как уже неоднократно подчеркивали в Баку, по факту не было, а эксперты объяснили возникшие случаи недопонимания издержками советских военных карт.

"Демаркация границ должна проходить исключительно в рамках переговоров, без применения силы", -- заявил Макрон на встрече с Пашиняном. Это высказывание выглядит, мягко говоря, странно, поскольку еще 28 мая Минская группа ОБСЕ, в которую Франция входит на правах сопредседателя наряду с США и РФ, выпустила заявление с призывом к Армении и Азербайджану начать переговоры о делимитации и демаркации границы. Содействие в этом процессе гарантировала Россия, готовая поделиться своим богатым опытом.

С азербайджанской стороны неоднократно звучали обращенные к Еревану призывы конструктивно подойти к решению пограничного вопроса. "Мы должны жить вместе, как соседи", -- подчеркивал Ильхам Алиев. МИД Азербайджана приветствовал заявление Минской группы ОБСЕ и заявил о полной готовности Баку к работе над делимитацией. Такую добрую волю Баку демонстрировал несмотря на то, что всего несколькими днями ранее на границе были обнаружены армянские разведгруппы, продолжались обстрелы с армянской стороны, и даже последовали задержания "перебежчиков" -- не говоря уже о таких "невинных" инцидентах, как пролет беспилотника над границей. Пашинян же пытался делать вид, что ничего этого не происходит и голословно обвинял Азербайджан в посягательстве на территориальную целостность Армении. Потом он, конечно, признал, что армянские военные "уперлись" в недоразмеченную линию границы, и пообещал их отвести.

Поэтому сегодняшнее заявление Макрона о том, что "азербайджанские войска должны покинуть суверенную территорию Армении", звучит даже не смешно, а цинично, особенно если учесть, что "сложная ситуация, в которой оказалась Армения", -- это на самом деле неспособность Еревана признать новый региональный статус-кво и вместо поощрения реваншизма использовать все открывающиеся перед ним возможности для экономического развития и повышения благосостояния своего народа.

"В этой сложной ситуации, в которой оказалась Армения, Франция, как всегда, была рядом с ней", -- опять же риторически заявил Макрон, за все последнее время оказывавший Пашиняну только словесную поддержку. Реальную помощь тот пытался просить в ОДКБ, хотя карабахская ситуация и не подпадает под сферу действия этой организации, -- да еще и имя коллеги позорно перепутал.

Пашинян, надо отдать ему должное, перевел беседу с Макроном в более конструктивное и хоть как-то приближенное к реальности русло: он выразил надежду, что удастся преодолеть "и кризис пандемии, и другие кризисы", а потом пригласил французского лидера осенью посетить Ереван с визитом и поблагодарил за всемерную поддержку.